Опубликовано: 2100

От чего надо избавить казахстанских учителей, чтобы они не были “загнанными лошадьми”.

От чего надо избавить казахстанских учителей, чтобы они не были “загнанными лошадьми”. Фото - Архив "Каравана"

Помню, мама моя, педагог с советским сорокалетним стажем, с работы приходила загнанная, как лошадь. Хотя профессию свою любила, в детишках души не чаяла, с юмором относилась к любой внештатной ситуации на уроке.

Я маму жалела, читала ей, уставшей, стихи Маяковского про хорошее отношение к лошадям:

Лошадь, не надо!

Лошадь, слушайте –

Чего вы думаете, что вы сих плоше?

Деточка,

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь.

И просила рассказать, что же такого тяжкого в профессии учителя, что так выматывает нервы. Мама говорила, что нервы мотают не ученики, а система, и обещала обо всем, что есть скрытого в образовании, рассказать мне, как пойдет на пенсию.

Николаевна моя уже десять лет как на пенсии, но вспоминать обиды на систему не хочет. Так бы и не знала я, в чем подводные камни педагогической профессии, если бы кызылординские коммунисты не организовали “круглый стол” о проблемах педагогов и современного образования в Казахстане. В местный филиал КНПК пригласили представителей государственных органов, политических партий, неправительственных организаций, общественных деятелей, граждан с активной гражданской позицией. Что удивительно, люди не молчали, не считали мероприятие “галочным”.

Мне удалось даже резюмировать, от чего надо кызылординских учителей избавить, чтобы они не были “загнанными лошадьми”.

– Ежегодно начало учебного года сопровождают различные скандалы, – рассказал лидер коммунистов Кызыл­орды Талгат ТЕЛЕУБАЕВ. – Нынешний год не стал исключением. Родителям школьников, да и общественности, пришлись не по душе новые подходы в обучении, например, русскому языку – включение в учебники лексики пользователей Сети, нестандартных заданий, сказки на “тарабарском” языке. И за всей этой шумихой осталась незамеченной новость о том, что школам в Казахстане в предстоящем учебном году дополнительно потребуются 4 480 учителей. Почему у нас не хватает педагогов? Почему молодежь неохотно идет в учителя? Чем прославилась Зинаида Сабитова, автор скандального казахстанского учебника русского языка за 7-й класс

Сам Телеубаев причиной дефицита педагогических кадров в стране назвал низкую зарплату и тяжелый труд. Он знает, он тоже из педагогов. Другие участники “круглого стола” рассказали о том, что у нынешних учителей множество занятий, которые не входят в их обязанности. Это все замечают и жалеют педагогов, но почему они сами об этом молчат?

Учителей добровольно-принудительно каждую субботу “приглашают” на субботники. Чистотой тротуаров Кызыл­орда обязана педагогам, медикам, госслужащим.

Десятки общественных мероприятий посещают школьные работники. Культурная, как говорится, нагрузка. Если не набирается публика на концерт или спектакль, то туда пойдут… учителя. Подписку целому списку изданий тоже обеспечат в бюджетных организациях, в том числе школах.

В общем, личное время и деньги педагогов система подрезает конкретно.

– А чтобы получать приличную зарплату, учителю необходимо проработать десятки лет, иметь категорию, – рассказал Телеубаев. – Молодым в школах приходится тяжелее всех, общественно-культурную нагрузку они несут первыми. Зарплата у них маленькая, вот и уходит молодежь в другие профессии.

К слову, дефицит педагогических кадров в стране коснулся и Кызылординской области. В Байконыре, например, планируется открыть русскую школу с казахстанскими стандартами обучения, но для этого нужно решить ряд проблем.

– По казахстанским стандартам у нас там работает несколько школ с обучением на казахском языке, – рассказал на брифинге заместитель акима Кызыл­ординской области Серик КОЖАНИЯЗОВ. – Тогда как много детей, граждан Казахстана, не имея возможности учиться по нашим стандартам на русском языке, ходят в российские школы. Конечно, там прилагают все усилия, чтобы дать им качественное образование, но мы должны дать возможность гражданам своей страны учиться в школах по принятой в РК программе.

Прежде всего, по словам замакима, надо завершить исследования, сколько семей детей каких возрастов хотели бы перевести в такие классы.

– Далее решить, будем ли мы открывать просто русские классы в казахских школах, и эти школы станут смешанными, – сказал Кожаниязов. – Или же надо будет открыть отдельную школу. Есть здесь и еще проблема – дефицит в Байконыре учителей необходимого профиля.

Может, если меньше “ездить” на учителях, их будет больше?

– Обсуждение проблем образовательной системы в Кызылорде не будет бесперспективным, – отметил Телеубаев. – Все внесенные участниками “круглого стола” предложения будут переданы на обсуждение в правительстве через депутатов от Коммунистической партии.

Кызылорда

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи