Опубликовано: 8750

Оружие предков

Оружие предков

Наши корреспонденты изучали, с помощью какого оружия предки современных казахов одерживали свои победы.

Арсенал воина – сабля, палица, копье…

В Казахстане трепетное отношение к оружию сложилось со времен великих предков: скифов, саков, сарматов и кипчаков. Статный конь, красивое удобное седло и сбруя, прекрасная сабля были для воинов олицетворением их высокого социального положения и доблести. Однако ношение оружия являлось не только правом, но и обязанностью. Например, если на собрание – курултай – мужчина приходил безоружным, то он лишался права голоса, а младшие могли не уступать ему места.

Нашим экспертом по истории казахского оружия стал заслуженный деятель искусств республики Азат Акимбек. Основным вооружением батыра в XVI–XVIII веках были лук и сабля. Также использовались секира, кистень, одноручная булава, двуручная палица, длинное копье с крюком, которым было очень удобно стаскивать врага с коня, боевой топорик и нож. От неприятельского оружия воина защищали щит, шлем и кольчуга.

Два века – примерно с 1599 по 1750 год – самыми опасными врагами казахов были джунгары, или ойраты. Этот народ тюркского происхождения исповедовал буддизм. Наибольшего расцвета Джунгария достигла в годы правления хунтайши Цевана-Рабдана и его преемника Галдана-Церена. Джунгары захватывали пастбища для выпаса скота, взяли под контроль знаменитый Шелковый путь, а также другие торговые маршруты.

Самое страшное поражение казахи потерпели весной 1723 года в долине рек Чу и Талас. Казахские отряды не имели единого военачальника, и поэтому конная лава джунгар разбила их поодиночке. В последующие четыре года они уничтожили почти две трети казахского народа.

Благодаря мудрой политике Толе би, Казыбек би и Айтеке би удалось объединить казахов. В 1726 году в местечке Ордабасы представители трех жузов выбрали верховным военачальником сардара Абулхаира. Будучи прекрасным стратегом, Абулхаир наголову разбил врагов.

Фитильное ружье – стратегический козырь

Причина, по которой казахи вначале потерпели от джунгар несколько сокрушительных поражений, крылась не только в отсутствии единоначалия, но и в превосходстве джунгарского вооружения.

Джунгары позаимствовали у жителей Тибета старинное фитильное ружье, казахи называли его пiлте-мылтық. Оно имело длину около полутора метров и состояло из длинного, кованного из железной полосы ствола, деревянного ложа и приклада.

В ствол засыпался порох, сверху шомполом заталкивался войлочный пыж, за ним – круглая свинцовая пуля. Этот взрывоопасный “гамбургер” сверху прижимался опять-таки войлочным пыжом.

Стрелок поджигал фитиль, прицеливался и нажимал на спусковой проволочный крючок. Убойная сила этого ружья производит впечатление даже по сравнению с современным охотничьим оружием. В зависимости от качества пороха пуля поражала цель на расстоянии 200, а то и 300 метров…

Джунгары, как и казахские воины, придерживались тактики ведения битвы, применяемой еще Чингисханом. Роль первой скрипки отводилась лучникам. Осыпав врага градом стрел, они приводили его в замешательство, а затем в бой вступала конница. К такому сценарию казахские батыры были готовы. Но их привело в панику новое неизвестное оружие – ружье.

Выстроившись перед казахским войском и направив на него длинные ружья, установленные на сошки, джунгарские стрелки буквально скосили первые ряды противников. Но они были деморализованы не столько потерями, сколько непривычным грохотом. Налетев на опешивших воинов, джунгарские всадники кололи их копьями и рубили короткими саблями.

Затем казахские военачальники попытались любыми способами заполучить образцы фитильного ружья. Наконец, это удалось.

Булат из Персии

Одной из главных заслуг казахских полководцев и в первую очередь хана Абулхаира историки называют полный отказ от старой тактики ведения боя.

Джунгары копировали манеру Чингисхана, который главную ставку делал на лук и копья, а сабли считал оружием второстепенным, предназначенным лишь для добивания бегущего врага.

Наблюдая за ходом очередного сражения, Абулхаир-хан заметил, что джунгары избегают ближнего боя. Тогда казахи и джунгары имели на вооружении короткие, общей длиной всего около 70 сантиметров, легкие и тонкие сабли, которыми зарубить противника было очень непросто. Копья, луки и ружья в ближнем бою с его толчеей оказывались просто бесполезными.

Прекрасно понимая, что в конной сече выигрывает тот воин, у которого длиннее сабля, Абулхаир-хан распорядился закупить у персидских купцов несколько образцов знаменитых на Востоке сабель – шамшир.

В то время активная меновая торговля с персами шла на территории современной Западно-Казахстанской области. В обмен на овечью шерсть и домашний скот персы стали привозить не только готовые шамшир, которые стоили слишком дорого, но и, так сказать, полуфабрикаты – раскованные полосы персидского булата. Из них казахские кузнецы делывали сабли, получившие из-за своей формы название қайық-қылыш – лодка-сабля. Общая длина равнялась примерно 90 сантиметрам, длина клинка – 74, а ширина 3,5 сантиметра. Сабля – это длинноклинковое рубящее оружие с сильным изгибом нижней трети клинка. Лучшие сабли изготавливались из булатной или дамасской стали. Это оружие попало на арабский Восток, а позднее и в Европу, из Центральной Азии.

Полстада – за клинок!

Иногда верхнюю часть клинка сабли специально делали заметно шире и тяжелее, а на 15–20 см лезвие имело обоюдоострую заточку под названием елмань.

Это позволяло расправиться с противником не только рубящим, но и колющим ударом. Еще одним преимуществом қайық-қылыш, как и ее персидского прототипа шамшир, было то, что они имели не только крестовину для защиты руки воина от удара вражеской сабли, но также правый и левый перехват. Так называются стальные треугольники с обеих сторон у основания клинка. Умелый воин захватывал ими вражеский клинок и вырывал его из руки противника. Казахские кузнецы получали булатную сталь путем сплавления чистой, без посторонних примесей железной руды с графитом. Позднее чистое железо стали сплавлять с чугуном.

Кроме қайық-қылыш казахи выковывали более тяжелую, мощную и широкую саблю қара қылыш, что в переводе означает великая сабля.

Хорошие сабли ценились очень дорого. За них отдавали до десятка жеребцов или кобылиц. Рукояти сабель делали из дерева или из кости.

Иногда они украшались серебром, золотом и драгоценными камнями. Но главным являлось качество самого клинка. Получив такое оружие, Абулхаир-хан приказал своим воинам провоцировать джунгар на ближний бой. Такая тактика известна под названием толғама.

В степь выходил небольшой отряд конных казахских джигитов. Крутясь на лошадях возле расположения противника, они казались джунгарам легкой добычей, и те бросались за ними в погоню. По мере преследования джунгарских воинов брали в кольцо превосходящие силы казахов. Между прочим, подобную тактику применял и легендарный красный комдив Василий Иванович Чапаев. Только вместо кавалеристов он провоцировал противника парой-тройкой тачанок.

Опасный “полумесяц”

Рядом с саблей на поясе – кiсе белдiк, крепился боевой топорик – ай-балта. Название оружия определила форма его лезвия, напоминавшая полумесяц.

Как и сабля, топорик выковывался из булатной стали и был небольшим – примерно 17 на 15 см. Его толщина достигала полутора-двух сантиметров.

Рукоять топорика мастера всегда изготавливали из древесины карагача, так как только это дерево имело необходимую прочность. Рукоятки были двух видов, длинные – до одного метра, и короткие, около 40 сантиметров.

Одним ударом топорика воин мог прорубить шлем противника и пробить ему череп. С появлением и распространением огнестрельного оружия на пояс, рядом с топориком и саблей, воины цепляли пороховницу, мешочек с пулями и нож – пышақ. Иногда именно пшак предоставлял своему хозяину последний шанс остаться в живых. Выбитый из седла раненый воин притворялся мертвым, а когда враг подходил к нему, чтобы завладеть оружием, батыр пронзал его пшаком.

Умелые мастера создали остроумное оружие қамшы-пышақ – острый клинок был спрятан в рукояти плети.

Булаву – шоқпар — вырезали из корней старого карагача. Толстый наплыв древесины являлся боевой частью этого оружия.

Доспехи войлоком не испортишь!

Шлем – дұлыға – имел остроконечную форму, типичную для Центральной Азии, его изготавливали из меди. Дело в том, что этот металл гораздо легче поддавался обработке, чем железо. Изнутри его выстилал толстый, до 2 сантиметров, слой войлока. Причем этот войлок катали прямо в самом шлеме. Такая технология позволяла сделать второй защитный слой до такой степени плотным, что на ощупь он напоминал… дерево! Поэтому даже если медь шлема пробивала вражеская стрела, то ее наконечник порой увязал в войлоке.

С края шлема до кончика носа воина опускалась медная полоска-стрелка, защищавшая лицо от поперечного удара меча или сабли.

Щиты кочевники использовали только круглой формы. Они были наиболее удобными для всадника и не стесняли его движений. Щиты делали из кожи и меди. Размеры были относительно небольшими, около 70 сантиметров в диаметре. Толщина кожаного щита вместе с войлочной подкладкой достигала 2–3 сантиметров. Медный, с толщиной металла около 2 мм, был более тонким.

На лицевой стороне любого щита имелось по четыре металлических – медных или стальных – шишака высотой до 3 сантиметров и толщиной не менее двух сантиметров. Они крепились к основанию щита мощными заклепками и служили надежной защитой от ударов сабли.

Обученный воин, наклонив щит под правильным углом к удару сабли, имел возможность обезоружить врага. Клинок сабли, наткнувшись на один из шишаков, ломался пополам. Внутренняя сторона каждого щита снабжалась четырьмя кольцами, при помощи которых щит тесьмой крепился к левому локтю всадника.

Спасительные кольца

Кольчуга, называемая казахскими батырами бадана көзкiреуке, среди защитных доспехов стоит особняком. Это связано с невероятной сложностью ее изготовления и с теми преимуществами, которые она дает.

Махмуд Кашгари в своем знаменитом словаре “Дивани шуга там турк” (IX век нашей эры) называет кольчугу “кубэ йарык”.

У казахов встречалось два вида кольчуг: кобе сауыт – чешуйчатая кожа змеи, и кiреуке сауыт – кольчатый панцирь. Kiреуке сауыт состояла из пластин, так искусно наложенных одна на другую, что пробить ее было довольно сложно.

Kiреуке сауыт кузнецы сплетали из отдельных колец, а концы каждого кольца скреплялись между собой отдельной заклепкой. Такая технология в древности называлась "посадить на гвоздь". Для особой прочности иногда применяли двойные кольца.

В зависимости от размера колец кольчуги кiреуке сауыт подразделялись на бадана бадана көз cауыт и бадана кiреуке сауыт. Первая состояла из чрезвычайно крупных колец, от 2 до 4 сантиметров, а диаметр колец второй был равен всего полутора сантиметрам. Толщина каждого кольца достигала 1,5 мм.

Позже эти кольчуги были заимствованы русскими воинами, которые называли их басурманскими баданами.

С тех давних времен холодное оружие по-прежнему занимает в Казахстане почетное место и все также входит в состав даров для важных гостей. Кривая булатная сабля и драгоценный кинжал по-прежнему – особый дар.

Врага на скаку остановит

О технике боя, которую использовали казахские воины, нам рассказал президент гильдии каскадеров “Жал” Баходир Джалметов. На съемках фильма “Кочевник” он вместе с известным голливудским каскадером и актером Ричардом Нортоном занимался постановкой сабельных сцен.

Казахская сабля гораздо тяжелее шпаги или рапиры, поэтому воин быстро устает крутить ее в руке. Отсюда и цель – закончить конный бой как можно быстрее. Самый кончик клинка был заточен так, что легко пробивал не слишком прочные доспехи. Верхним концом лезвия наносили рубящие удары. Средняя и нижняя трети клинка предназначались для мощных дробящих ударов по шлемам или доспехам. Даже в том случае, если не удавалось прорубить защитные латы, удар был настолько силен, что ломал противнику кости.

Стремясь отразить сабельный удар противника, батыр подставлял под лезвие вражеской сабли свой клинок в районе эфеса. Там сабля наиболее прочна. В результате клинок противника либо выпадал у него из руки, либо ломался, словно стеклянный.

На самом конце рукояти казахской сабли имелась еще одна конструктивная особенность – птичка или крючок. Упираясь в нее мизинцем, воин имел возможность довести рубящую фазу до конца и разрубить противника пополам – от плеча до седла.

В пешем бою широко использовался кистевой удар. То есть батыр не махал саблей, как цепом, а, увернувшись от атаки противника, незаметным движением кисти посылал кончик клинка ему в лицо или в ключицу. Или же, имитируя атаку в голову, резко изменял направление удара и, присев, рубил врага по ногам.

[X]