Опубликовано: 4500

Обреченные. Больные дети содержатся в нечеловеческих условиях

Обреченные. Больные дети содержатся в нечеловеческих условиях

Резко возросла смертность детей по итогам прошлого года в Кушумском детском психоневрологическом медико-социальном учреждении Западно-Казахстанской области.

Кушумский детский интернат был специально создан почти 65 лет назад для временного и постоянного пребывания детей с психическими отклонениями. Многие годы такие дети в основном поступали сюда из Бокейординского и Жангалинского районов области, которые расположены близ ядерных и ракетных полигонов Капустин Яр и Азгир.

Сегодня в интернате содержатся 92 ребенка-инвалида, у которых умственная отсталость сложной формы, задержка психического развития, а также детский церебральный паралич. Многие из них не в состоянии обслуживать себя, они относятся к категории лежачих, ползающих и сидячих. Государство на содержание учреждения выделяет огромные средства, более того, законом предусмотрены все формы социальных гарантий вплоть до санаторно-курортного лечения. На каждого ребенка по штату положено две единицы персонала, они должны кормить, поить, выгуливать этих обездоленных сирот, от которых отказались родители. На деле же говорить о заботе персонала о детях очень сложно.

– Когда мы пришли в это учреждение, у одного из детей руки были связаны сзади пеленкой. И, похоже, в таком состоянии он находился очень долго, так как кости у него деформировались так, что, даже когда его развязали, руки и плечи были выгнуты назад и выглядели неестественно, – рассказала “КАРАВАНУ” помощник прокурора Уральска Алмагуль ИСМАГУЛОВА.

Работники интерната сие действие объяснили буйным поведением ребенка: они, мол, были вынуждены связать ему руки, и притом крепко.

Смотрят, но не видят

Только в прошлом году здесь умерли четыре ребенка. И, похоже, их смерть все воспринимают как данность.

– Почему они умерли, по какой причине, до сих пор не выяснено. Учреждение не имеет лицензии на проведение реанимационных мероприятий, когда детям плохо, поэтому их должны были в срочном порядке доставить в областную детскую больницу. Но этого не происходит. Из 4 случаев только одного ребенка за день до смерти доставили в больницу, но спасти его было уже невозможно, – продолжает Алмагуль Исмагулова.

Ни администрация учреждения, ни вышестоящие органы, в чьем ведении находится этот интернат, не посчитали нужным установить причину смерти детей. А между тем дети умирают здесь совсем не вследствие психических расстройств. В 2013 году один ребенок умер от пневмонии, а второй – от сердечной недостаточности. Когда подняли амбулаторную карту последнего, оказалось, что осмотр кардиолога вообще не проводился, хотя ребенок поступил в учреждение с сердечным пороком и должен был находиться под наблюдением.

Еще одному ребенку врачебная комиссия еще в 2011 году дала заключение о необходимости срочной операции. Для этого администрации учреждения нужно было всего лишь поставить его в очередь на портал областного управления здравоохранения и отвезти в больницу. Причем, как отмечают специалисты, в случае своевременного оперативного вмешательства этот ребенок мог в последующем вернуться к нормальной жизни, иметь семью, растить детей. Однако такая помощь ему так и не была оказана. В прошлом году один из детей получил сильное обморожение обеих рук. Мальчик с огромными волдырями на пальцах был запечатлен на видео, которое до сих пор гуляет по Интернету. Куда смотрели работники интерната, которые получают за это зарплату, неизвестно.

Видят, но не делают

Кажется, что во многом такое поведение персонала Кушумского интерната объясняется тем, что здешние обитатели никому не нужны, родители от них отказались, сами дети жаловаться никуда не пойдут. Иначе как объяснить тот факт, что работники не могут прикрутить к стене имеющиеся на складе поручни. Из-за их отсутствия в туалете инвалиды-колясочники элементарно не могут справить нужду, так как им нужно за что-то держаться при перемещении. То же самое с пандусами. Их нет. Не предусмотрены они в этом учреждении для инвалидов. Поэтому больным-колясочникам дорога на улицу заказана. Свежий воздух до них доходит только сквозь металлические решетки на окнах.

Не менее тяжело приходится и в силу болезни ползающим ребятишкам. Старый линолеум со времен царя Гороха настолько износился, что в некоторых местах его опять же нет, и дети ползают по цементному полу круглый год.

Зарешеченная игровая комната с допотопными игрушками. А ведь интернату оказывается немалая спонсорская помощь, люди мешками несут сюда игрушки. Где они?

По словам прокуроров, в этом интернате никогда не производился ремонт. Санэпидемиологи, которые два раза в год наведываются сюда с проверкой, почему-то вопрос о ремонте никогда не затрагивали, хотя антисанитария, как считают стражи законности, здесь налицо.

О том, чтобы получать массаж, дети и не мечтают. В интернате нет массажиста, хотя должен быть. Невропатолога здесь тоже никогда не было, хотя все дети с неврологическими заболеваниями. Всех поголовно лечит психиатр. Но и это еще не все: под предлогом трудотерапии некоторых ходячих психически больных детей руководство интерната заставляло работать на полях.

Суд да дело

Попадало от начальства и простым работникам. Не выдержав издевательств, персонал Кушумского интерната написал на своего директора Каната Джумагазиева жалобу в соответствующие органы, обвинив его в кумовстве, превышении должностных полномочий и эксплуатации больных детей. “Джумагазиев заставляет несовершеннолетних воспитанников выполнять тяжелую физическую работу: выносить землю, таскать песок. В это время в нашем интернате происходят ужасные вещи: у детей нет нормальной одежды, памперсы меняются один раз в день, в одной палате пятеро детей пьют напитки и воду из одной посуды, – написали в своей жалобе работники Кушумского детского интерната. – Наш руководитель Джумагазиев, матерясь и ругаясь, говорит: “Вы мои рабы, а дети мой скот. Что я скажу, то и будете выполнять! Можете не мучиться и не жаловаться, у меня всё схвачено”.

В ходе прокурорской проверки выявился целый вагон с тележкой нарушений. Кроме всего прочего, оказалось, что родственники директора числятся здесь дворниками-невидимками: на работе их никто не видел, но зарплата выплачивалась регулярно.

На сегодняшний день уголовное дело в отношении Джумагазиева, которого обвиняют в хищении бюджетных средств, на стадии рассмотрения в Зеленовском районном суде ЗКО. 21 сентября суд предоставит ему последнее слово, после чего будет вынесен приговор. На время следствия и суда он отстранен от занимаемой должности.

Что касается фактов жестокого обращения и неоказания медицинской помощи умирающим детям, то по этому поводу ведется расследование. Вот только изменится ли к лучшему жизнь детей-инвалидов после всего этого?

Уральск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи