Опубликовано: 240

Обратитесь к небу, чтобы развить экономику на земле

Обратитесь к небу, чтобы развить экономику на земле Фото - Газета.Ру

В Нур-Султане впервые прошел форум по развитию авиарынков “Routes Silk Road 2019” (Маршруты Шелкового пути).

Участники форума обсудили самый широкий круг вопросов. Так, Джордан КАРАМАЛАКОВ, региональный менеджер Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), остановился на теме влияния авиарынка на экономику стран Центральной Азии.

– Членами IATA являются 296 авиакомпаний, обеспечивающие 82 процента воздушных транспортных услуг. Гражданская авиация сегодня – это 65,5 миллиона рабочих мест по всему миру. По прогнозу IATA, если текущее состояние развития авиации будет продолжаться, то в 2035 году ожидается 7 миллиардов пассажиров, – отметил спикер.

В регионе самый большой авиарынок – у Казахстана: 9,5 миллиона пассажиров в год, в том числе 900 тысяч транзитных в прошлом году, с перспективой достичь показателя в 1 миллион 600 тысяч пассажиров в нынешнем. Более 180 тысяч человек заняты в этом бизнесе.
Как отметил Карамалаков, в мае в Душанбе прошло совещание гендиректоров авиакомпаний Центральной Азии, где стороны признали стратегическую важность развития рынка воздушного транспорта:
– Надо вводить умное правильное регулирование отрасли, снимать финансовые барьеры, лишние налоги и расходы для пользования инфраструктурой. Весь мир уже внедрил Монреальскую конвенцию и Монреальский протокол по борьбе с дебоширами, и мы также должны гармонизировать юридическую основу отрасли.

Председатель комитета гражданской авиации Талгат ЛАСТАЕВ в свою очередь сообщил “КАРАВАНУ”, что Казахстан успешно прошел аудит ICAO (Международная организация гражданской авиации), получив показатель безопасности полетов 74 процентов и показатель авиационной безопасности (аэропортов) 83 процента, увеличив предыдущий рейтинг на 20 процентов.

– Последние два года мы работаем над переходом на британскую модель регулирования безопасности полетов, в августе планируем запустить. Тогда же будет презентована Казахстанская авиационная администрация (КАА), созданная при КГА по аналогии с британскими авиационными властями. За новой структурой законодательно закреплены контрольно-надзорные функции технического характера, инспекция самолетов авиакомпаний. Стопроцентное участие государства в АО обеспечит гибкость реагирования на новые вызовы. Допустим, сейчас для всех стран новым вызовом являются дроны – беспилотные летательные аппараты, для которых необходимо свое регулирование, правила, формы регистрации. Во всех странах этот процесс идет, и в рамках КАА будет создано подразделение, которое займется только дронами, – рассказал нам глава КГА.

Талгат Ластаев отметил, что с появлением авиационной администрации снимется важная проблема:
– У меня сейчас один инспектор занимается большой авиацией, самолетами, малой авиацией, дронами – фактически распыляется. Во-вторых, он не может быть специалистом во всех областях. По выводам ICAO, в КГА в 2,5 раза меньше инспекторов, чем нужно. Сейчас в штате комитета порядка 50 инспекторов. Надо привлекать специалистов, а сделать это сложно – отрасль очень капиталоемкая. И если пилот в компании – национальном перевозчике получает 2–3 миллиона тенге, он не перейдет на зарплату обычного инспектора, который получает от 500 тысяч до 1,5 миллиона.

А в рамках новой структуры мы можем создать условия на уровне отраслевых, привлечь экспертов с узкой специализацией. В некоторых совершенно специфичных секторах на первом этапе, возможно, будем привлекать иностранных специалистов. Самое главное – в бюджете КАА будут заложены средства на обучение инспекторов, повышение квалификации.

Также председатель КГА сообщил, что в пилотном режиме с 2021 года в мире запустят эмиссионные сборы за загрязнение воздуха самолетами.

– С 2024 года это станет обязательным – авиакомпании будут отчислять процент, это сложные формы расчета каждого воздушного судна, сейчас страны готовятся к этому. В мире усиливается тренд “зеленой экономики”, в Европе это вообще чувствительный вопрос, и они будут требовать от авиакомпаний оплаты эмиссионных сборов. ICAO поддерживает такие подходы, и нужны будут специалисты, которые будут в этом разбираться (и они, очевидно, будут в штате КАА. – Прим. авт.), – рассказал глава комитета гражданской авиации.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи