Опубликовано: 2100

Ни лечения, ни учебы, а медикам танцевать

Ни лечения, ни учебы, а медикам танцевать Фото - Виктор ВОЛОГОДСКИЙ

Достаточно оказалось одного письма Республиканской диабетической ассоциации, и стала понятна реальная цена пресловутым рейтингам эффективности социальных министерств и ведомств.

Как в известном фильме: “Достаточно одной таблэтки”. Несмотря на то что просьбу направила авторитетная общественная организация, чиновники не постеснялись отмахнуться откровенными отписками. Ни один клерк из огромной министерской рати не удосужился вникнуть в смысл письма. Ни один не задумался, что на кону ни много ни мало – судьба единственного в своем роде детского оздоровительного центра…

…А ведь “Октябренок” в свое время был открыт в Усть-Каменогорске при личной поддержке Президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА.

На фига они там сидят?

– Самое обидное, – говорит директор центра “Октябренок” Лариса КЛОСТЕР, – отписывают ответы для проформы, лишь бы успеть в срок. Так и говорят: “Нам побыстрее надо”. Никто не хочет разобраться, запросили бумагу снизу и просто ее переписывают почти слово в слово. Если честно, я в растерянности, первый раз не знаю, что делать.

Ситуация следующая. ДАРК (Диабетическая ассоциация Республики Казахстан) обратилась в министерство образования и науки плюс в министерство здравоохранения и социального развития и отдельно в комитет по охране прав детей с просьбой сохранить в Усть-Каменогорске детский оздоровительный центр “Октябренок”. Потому что этот центр нужен деткам с ослабленным здоровьем. Потому что больше 20 лет он занимался маленькими диабетиками и малышами, которым из-за болезней отказывали во всех обычных детсадах. И дальше бы продолжал заниматься, если бы в усть-каменогорском горОО (городской отдел образования) не взялись подгонять “Октябренок” под рамки типового учреждения. Причем радикально взялись – со сменой программы финансирования, устава и т. д. Догадайтесь, что значит уложить абсолютно нерядовое, единственное в своем роде учреждение в прокрустово ложе стандартов и регламентов? Правильно – фактически убить его. Вот поэтому ДАРК, для которой усть-каменогорский центр не чужой, и решила обратиться к министрам: уважаемые, разберитесь, мол, чем ваш нижестоящий отдел занимается.

А дальше случилось любимое хобби чиновников – имитация бурной деятельности. Из столицы обращение общественников быстренько спустили в область – в Восточно-Казахстанское управление образования, оттуда – в горОО Усть-Каменогорска. В горОО придумали некий ответ, и бумажка отправилась в обратном направлении: сначала в облУО, потом в минобр, дальше – в минздрав, в комитет...

“По информации управления образования Восточно-Казахстанской области КГКП “Октябренок”… будет продолжать свою деятельность как организация дополнительного образования”, – выдала ответ вице-министр МОН Бибигуль АСЫЛОВА.

“Рассмотрев обращение касательно статуса КГКП “Детский учебно-оздоровительный центр “Октябренок”, сообщаем, что центр будет продолжать свою деятельность как организация дополнительного образования”, – отчитался вице-министр здравоохранения и социального развития Алексей ЦОЙ.

“По информации управления образования… центр “Октябренок” будет продолжать свою деятельность как организация дополнительного образования”, – доложила и. о. председателя Республиканского комитета по охране прав детей Маншук АБДЫКАРИМ.

Даже как-то неловко за вице-министров, солидные вроде люди, а туда же – развели бюрократию, прикрылись ответом того самого чиновника, в действиях которого, по сути, их просили разобраться. Могли бы хоть сделать вид, что попытались вникнуть в проблему, понять, почему встревожилась ДАРК. Зачем же так откровенно подставляться? Неровен час (тьфу-тьфу-тьфу), люди начнут задаваться вопросом: за что министры и вице-министры получают зарплату? Президент НАЗАРБАЕВ, помнится, ясно потребовал от госслужащих “зарубить себе на носу”, что их наняли служить народу, а не наоборот.

Особый стиль руководства

– С весны в городском отделе образования заговорили, что центр не подходит под те программы, по которым до сих пор финансировался, – рассказала директор “Октябренка”. – Заявили, что переведут на программу дополнительного дошкольного образования. Какое допобразование? У нас в учредительных документах черным по белому написано, что центр в первую очередь является оздоровительным. Мы принимаем и дошколят, и школьников. К нам группа из 50 школьников из года в год ходит. Вы спросите их родителей – они скажут, что значат для них условия в нашем центре.

Здание “Октябренка” давно переделано под медицинские и процедурные кабинеты. В полном объеме есть физиолечение, лечебная физкультура. Детки с диабетом, аллергиями, патологиями сердца, почек, с хроническими лор-заболеваниями приходят сюда на весь день, как в детсад. Но лечатся, как в стационаре. Летом центр принимает на оздоровление школьников.

– В 2013 году мы написали министру образования и науки, что не являемся просто детсадом, – пояснила Лариса Клостер. – Нам нужен особый статус. Министр прислал ответ, что данный вопрос относится к полномочиям местных исполнительных органов. Хотя уже был издан приказ о типовых учреждениях, на который сейчас ссылаются в горОО. В министерстве не захотели разобраться ни три года назад, ни сейчас.

Любой врач подтвердит: один ребенок с диабетом занимает столько внимания и заботы, сколько не требуют пятеро. Такие детки на инсулине, на диете. В “Октябренке” все медики умеют измерять уровень сахара в крови, рассчитывать количество хлебных единиц (калорийность питания). Есть специальные весы для измерения оптимальной порции. У одного малыша стоит дорогостоящая инсулиновая помпа, родителям из-за тяжелого диагноза отказали во всех детсадах города. Мамочка до сих пор чуть не плачет, когда вспоминает, что в центре их приняли сразу, без лишних слов.

К слову, в самом горотделе образования подтверждают, что Усть-Каменогорску нужен “Октябренок”.

– Педагоги, врачи, директор делают нужное дело, – отметила глава горОО Мадениет АХМЕТОВА в интервью местным СМИ. – Дело в том, что в 2009 году центр стал финансироваться как детский сад. А это учреждение дополнительного образования. Они работают строго по уставу, лечат и обучают детей от 4 до 14 лет. По действующей программе финансирования мы можем направлять средства только на зарплату, не можем даже оплатить коммунальные услуги. Поэтому с нового учебного года “Октябренок” будет переведен на другую программу финансирования.

– Нас переводят на программу, по которой не положен штат медиков, воспитателей, нельзя кормить детей, принимать их на полный день, – высказала иное мнение директор “Октябренка”. – Методист посоветовала открыть в центре кружок хореографии. А руководитель горОО Мадениет Ахметова при сотрудниках, не стесняясь, пригрозила, что, если только начну жаловаться, напишет прокурору города и на меня заведут уголовное дело. Я открыто говорю: нас просто уничтожают.

“КАРАВАН” уже рассказывал о специфичном стиле руководства главного учителя Усть-Каменогорска Мадениет Ахметовой (“Как в Усть-Каменогорске на учителях зарабатывают”, № 23 от 12 июня 2015 г.). Напомним: в прошлом году с подачи Ахметовой сначала педагоги из своего кармана, а затем школы из своих бюджетов заплатили кругленькие суммы алматинской бизнес-структуре, в которой чиновница еще недавно занимала высокое кресло. Теперь вот новая черта – бравировать именем прокурора города…

Мы надеемся, что совет по этике Восточно-Казахстанского департамента по делам госслужбы вернется и к ситуации с финансами, и к эпизоду с использованием имени прокурора. И самым принципиальным образом даст оценку поведению человека, занимающего высокий пост на госслужбе. Действительно такой чиновник достоин руководить образованием областного центра?

Быть или не быть?

“Октябренок” был открыт в декабре 1994 года. В сложный переходный период, когда инсулина было не достать, Нурсултан Назарбаев лично поручил оказать помощь маленьким диабетикам в Усть-Каменогорске. Администрация города быстро нашла здание, утвердила штат. И центр начал принимать детей. До сих пор он остается единственным в своем роде учреждением в Казахстане, во многом уникальным. Здесь на спонсорских началах делают оздоровительные заезды для детей-диабетиков со всей области, в отдельном блоке – для ветеранов и воинов-афганцев. В планах – открытие лечебного бассейна. В кабинете директора толстые кипы благодарственных писем от советов ветеранов и общественных организаций. Некоторое время назад по примеру “Октябренка” аналогичный центр открыли в Бишкеке – там двумя руками ухватились за опыт устькаменогорцев. На все виды деятельности – медицинской и образовательной – у “Октябренка” есть лицензии.

Сейчас его заставляют изменить устав, иначе говоря, вычеркнуть всё, чем он занимался больше 20 лет.

– Мы честно предупредили родителей, что из-за смены программы финансирования может вырасти оплата, – заметила Лариса Александровна. – До сих пор ничего не известно с нашим статусом, непонятно, как мы будем работать. Родители в шоке. Многие забрали своих деток. Мне непонятно: в министерстве столько умных специалистов. Неужели нет ни одного, кто бы понял, что, если нет такой программы, под которую подходит наш центр, следует сделать программу, а не уничтожать учреждение?

Усть-Каменогорск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи