Опубликовано: 5200

Несвободные женщины востока: как казахстанок загоняют в средневековье

Несвободные женщины востока: как казахстанок загоняют в средневековье

Свой праздник женщины Казахстана встречают по-разному.

И если раньше 8 Марта все старались говорить о достижениях в гендерной политике, то сегодня приходится признать, что положение слабого пола в нашей стране ухудшилось. И тому есть немало причин. Одна из них – попытка вернуть женщину в традиционное русло, надев на нее платок и отправив на кухню. Почему так происходит и как повернуть ситуацию обратно? На эти вопросы отвечают юрист и социолог.

Только мужчины устраивают клановые войны

Айман УМАРОВА, адвокат. Выступала защитником в нескольких резонансных судебных процессах на стороне пострадавших от насилия женщин.

– Когда говорят о том, что существует гендерное равенство, что мы равны, то все прекрасно понимают, что это не так. Если бы мы были равны (я имею в виду мужчин и женщин), этот вопрос вообще не поднимался бы.

Спор о назначении женщины в обществе идет с давних времен. Просто мужчины не могут понять, что женщины – это другие люди. Иные люди, но они не хуже мужчин – это однозначно. Женщины часто бывают более смелые, они открыто могут выражать свое мнение. Но в обществе это не принято. Существуют определенные стандарты, в которые многие смелые женщины, руководители “не вписываются”. И их всегда пытаются отодвинуть на второй план, они находятся как бы в тени мужчин. Французский философ Шарль Фурье говорил, что “расширение прав женщин – это есть главный принцип социального прогресса. Регресс социального порядка означает уменьшение свободы женщин”. Получается, что у нас в стране идет регресс.

– С чем это связано, по вашему мнению? Кому выгодно вернуть женщину в ситуацию, когда она на положении, скажем, рабыни, исполнительницы мужских желаний, когда она не имеет собственного голоса, прав ни на что?

– Кому это нужно, понятно – мужчинам. Мы часто говорим: уязвимая часть населения – и относим сюда инвалидов, ЛГБТ и т. д. А на деле самая уязвимая часть – это женщины, которые составляют большинство общества. И тем самым, когда мы говорим об их правах, нарушая их, мы нарушаем права большинства. Женщина повсеместно является “вторым полом”, если говорить словами Симоны де Бовуар. Посмотрите, даже в США Хиллари Клинтон не победила на президентских выборах, хотя она образованнее и занимается политикой всю жизнь. У нее был абсолютный перевес.

Нам всегда приходится быть “вторым полом”. В любой сфере деятельности женщине намного сложнее. Мужчина делает ровно 50 процентов того, что делаем мы, но становится более известным, более, так сказать, признаваемым в обществе. Почему? Я, например, даже не знаю мужчин-юристов, которые бы такие проблемы поднимали, с которыми я работаю практически: на конкретных делах и конкретных вещах.

– Айман, смотрите, тем не менее постепенно, шаг за шагом женщины в мире выходят на равные позиции с мужчинами. Однако если взять нашу страну, то мы не видим, к примеру, ни одной женщины-акима. Министр у нас всего одна. Даже среди депутатов женщины в меньшинстве…

– Происходит это потому, что наше общество находится “под мужчинами”, если так можно сказать. Давайте возьмем такой пример. Если представить, что на 9 девчонок будет всего один парень. И он будет уступать по многим позициям всем девушкам, но при этом данный мужчина будет руководителем. Всегда. Посмотрите список руководителей областных судов. Среди них нет ни одной женщины. А ведь они умные, продвинутые и ничуть не глупее, чем мужчины. Вот вам и показатель. Регресс уже идет.

– В последнее время появилась тенденция, когда общество пытается в самом прямом и фигуральном смысле набросить на женщину платок, вернуть ее в позицию рабыни. Удивительно, но можно наблюдать даже пропаганду такого образа жизни. Хотя я знаю по примеру собственной семьи, что женщина всегда имела равные права с мужчиной, ее больше слушали, если она была в чем-то более компетентной.

– Опять же – катимся назад. И если мы сейчас не остановим этот гендерный дисбаланс, то придем к плачевному результату. А между тем культура общества определяется отношением к женщине.

– Что нужно сегодня делать, чтобы все-таки переломить ситуацию?

– Первое, самое главное – обратить внимание на положение женщины в обществе. Мы выполняем такие же обязанности, так же зарабатываем деньги, работаем, как и мужчины, но при этом должны рожать и воспитывать детей. Мы должны в обществе возвышать женщин, прежде всего. Как адвокат, я хочу сказать, что необходимо пресекать любые нарушения прав женщин, которые носят уголовный характер. Начать нужно с этого. А мы знаем, что сегодня многие уголовные дела, скажем, связанные с изнасилованием, не доводятся до суда. В результате имеем изнасилованных, потрепанных, нервных, неспособных женщин, которых давили-давили и в итоге морально задавили. И эти сломленные женщины рожают детей, и все, что происходило с ними, отражается на них. Вот и все. Надо говорить о том, что нарушение прав женщин приводит к социальному дисбалансу.

Еще раз повторю: культура в обществе определяется отношением к женщине. Мужчин меньше, они хотят установить некий патриархальный подход ко всему. Сидит, к примеру, какой-нибудь депутат и кричит: “А давайте узаконим институт токал!”. Ну что это, нормально? Вообще ненормально! Куда мы катимся? И естественно, почему он говорит об этом: потому что он хочет подчинить. Отсюда и клановое подчинение, естественно. Чем бороться с другим кланом, легче подчинить женщин, правильно?

Согласна.

– В кланах тоже одни мужчины. Мы же не видим женщин, которые устраивают клановые войны.

Куда оно вырулит – вопрос

Гульмира Илеуова, социолог.

– Гульмира, как в целом можно оценить положение женщин в нашей стране?

– Если берем с точки зрения каких-то показателей, то ситуация не изменилась. Она и в советские времена была похожей. Во-первых, женщины получали до 70 процентов (это максимум) от заработной платы мужчин. Что бы мы ни делали, как бы ни говорили. Они в меньшей степени представлены во властных структурах. То есть я не вижу там резких изменений в гендерной политике. Но то, как население это оценивает, вот тут уже возникают другие мерки.

– Что за мерки? Почему у нас все больше поднимается вопрос о том, чтобы загнать женщину в стойло, надеть на нее чачван, паранджу, платок – все что хотите. И чтобы она была сексуальная рабыня, кухонная работница и т. д. и т. п.

– Мы проводили исследование по двум направлениям, и данные показывают, что нынешнее положение женщин зиждется на нашей ментальности. Сегодня менталитет повернут в сторону возрождения архаичных ценностей. А это и покрытие головы, и подчиненность мужчине и т. д. Бывает, что и сами женщины не возражают против такой роли в силу тяжелой экономической ситуации или патриархального воспитания.

Все очень подвижно сейчас. Формируется некий облик или конфигурация общества.

Изначально, когда формировался независимый Казахстан, в идеологическом отношении создался некий образ. С этой стороны, да, есть определенный заказ на создание некоего такого традиционного казахского общества. А традиционно казахское – это какое? У одних людей складывается понятие, будто все некогда ходили в расшитых золотом халатах, лежали на красивых коврах и ели вкусную пищу. К сожалению, такое впечатление возникает после прочтения некоторых учебников истории. Вот то, как без властей население уже само этот образ сформировало и в поведенческом, и во внешнем атрибутивном смысле, и есть творчество масс. Ведь какого-то специального заказа я в этом не вижу, я вижу просто то, что мы сами не понимаем, как в итоге должны выглядеть. Короткая юбка или длинная, в толпе ли ходить или еще как-то, терпимо относиться к поведению мужа или нет. Это все – болезни роста, мне кажется. Но при этом есть очень большое влияние казахских традиций. Присутствует сильное региональное различие во внешнем виде, опять же, в поведенческом отношении. Западные женщины – одно, южные – это другое. Все это сейчас в таком очень хорошем замесе. А чем это все закончится – для меня вопрос.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи