Опубликовано: 3300

Необычайные приключения казахстанских волейболистов в Азии и Европе

Необычайные приключения казахстанских волейболистов в Азии и Европе Фото - 1993 г. Иран. Турнир исламской революции *

В истории казахстанского волейбола есть немало ярких страниц. Одна из них связана с первыми годами независимости, когда алматинский клуб, носивший в то время разные названия – “Дорожник”, СКА, “Азамат”, – утверждал себя на азиатской арене. Двадцать пять лет назад, в 1993 году, наша команда выиграла чемпионат Азии среди клубов, а сборная стала серебряным призером аналогичного турнира среди национальных

команд. “КАРАВАН” записал воспоминания игроков той команды.

Франция: алкогольный бизнес

Рафаэль ГИЛЯЗУТДИНОВ

Это было в 1991 году. Боря Гребенников (игрок “Дорожника” 1979–1989 гг. – Прим. ред.) пригласил нас на турнир во Францию. Сам он работал в “Ренне”. Времена тогда были тяжелые, безденежные. Вся страна жила коммерцией – покупала и продавала. Удивился, когда прилетели в Москву: вдоль улиц стояли люди и продавали всё, что только было можно продать – начиная от медалей и заканчивая носками.

Решили мы с Сергеем Щукиным взять во Францию икры и водки. Нам сказали, что она там дорого стоит.

У нас банка была по рубль 50 копеек, а во Франции можно было продать за 30 долларов. Бутылка водки – 15 долларов. Икры взяли 52 банки, или даже 64.

Я все это уложил в пояс. Через таможню пронесли. Надо было бы потом в сумки сложить, как водку, но мы не стали этого делать. На паспортном контроле нас и остановили. Они так радовались, будто задержали контрабанду наркотиков.

Икру, конечно, забрали, но водку не заметили.

Алексей ЯНШИН

Как торговали – тоже отдельная история. Там есть знаменитый замок Мон-Сен-Мишель. Он стоит на острове, который прилив отрезает от земли. Туда много туристов всегда приезжает. Вот мы там и стояли.

Разложили водку, икру – торговали. Представьте, стоят высокие, подтянутые ребята и продают с тротуара алкоголь.

Все советские спортсмены так жили: надо было за границей всё продать – командирские часы, фотоаппараты “Зенит”, водку, икру – а домой что-нибудь привезти. А что делать? Такова жизнь. Тогда даже суточных в поездку не выдавали.

НАША СПРАВКА

Датой зарождения волейбола в Казахстане считается 1928 год. Первых успехов добился мужской “Буревестник” (Алма-Ата), выигравший в 1969 году чемпионат СССР, а в 1970-м – Кубок европейских чемпионов. Спустя полтора десятилетия его результат повторил женский АДК (Алма-Ата) – 1984 год (победа в чемпионате СССР), 1985 год (победа в Кубке европейских чемпионов). Олимпийскими чемпионками становились Валерий Кравченко (1968 г.), Олег Антропов (1968 г.), Нина Смолеева (1968, 1972 гг.), Елена Чебукина (1988 г.) и Ольга Кривошеева (1988 г.); призерами – Чебукина (серебро, 1992 г.), Татьяна Меньшова (серебро, 1992 г.), Кравченко (бронза, 1972 г.). В годы независимости казахстанские клубы выигрывали медали на крупных азиатских турнирах, сборные также брали награды на континентальных соревнованиях, участвовали в чемпионатах мира и Олимпийских играх.

Франция: вело-катастрофа

Алексей ЯНШИН

Там же, во Франции, была история. Хозяева турнира уже после матчей устроили нам велосипедную прогулку. Сели на велосипеды, поехали, а дорога пошла под горку. Спуск километров шестьдесят. Нас не успели предупредить, что скатываться нужно по серпантину, не развивать скорость.

Асфальт был не очень хороший. На пути – Т-образный перекресток, впереди – овраг. Передо мной Бахытжан (Байтуреев. – Прим. ред.) ехал. Смотрю, понять не могу – кто-то лежит. Это он, оказывается, управление потерял и на брюхе пропахал метров шесть. Ноги, грудь, живот – все стер.

Его увели к доктору. А у них зеленки нет. Вместо нее мажут чем-то красного цвета. Баха выходит – весь красный.

Когда его дома увидели, наверное, чуть в обморок не попадали.

Китай: Новый год и волейбол на морозе

Алексей ЯНШИН

17 декабря 1992 года поехали в Китай. Это был первый международный рейс казахстанской авиакомпании в Пекин. В самолете были только мы, журналисты и руководители авиакомпании. Назад должны были вылетать 31 декабря.

Рафаэль ГИЛЯЗУТДИНОВ

Играли в южной провинции Хубэй. Снега не было, но холод пробирал до костей. В гостинице стена в один кирпич.

Хорошо, что подарили пуховики. В них грелись и спали, как медведи.

Заходишь в комнату – а из-под одеял от спящих пар идет, как из берлоги. Отогрелись, только когда вернулись в Пекин, где нас поселили в нормальную гостиницу.

Алексей ЯНШИН

Играли на улице. Температура минус 3–4 градуса. Пришли площадку посмотреть – один асфальт. Спрашиваем: “А как мы будем играть?”. В ответ: “Ребята, не переживайте. Всё будет нормально”.

Утром вышли – лежит обыкновенный красный палас, мелом расчерчена разметка. Играем – изо рта пар валит, у всех на голове иней. Напротив – армейская команда. Им-то что? Приказали, вот и играют как угодно и где угодно.

Встречались мы с разными командами и сыграли в целом хорошо. Нам та поездка впоследствии помогла – мы посмотрели, что такое азиатский волейбол.

31 декабря приезжаем в аэропорт Пекина. Нашего рейса на табло нет. Хорошо, что переводчица осталась: там никто не говорит по-английски, мы, естественно, не знаем китайский. Она говорит, что нашего рейса и не должно было быть. Тренер, Евгений Витальевич Сивков, позвонил представителю дипломатической миссии Казахстана в Китае. Тот связался с ребятами из Аэрофлота. Тех выдернули из-за праздничного стола, отвезли нас в 5-звездочный отель. Там мы провели несколько дней и прилетели домой только 3 или 4 января. А семьи ждали нас к Новому году, уже столы накрыли. Сами понимаете, что в то время сотовых телефонов не было, чтобы быстро сообщить.

Так что 1993 год мы встретили в Пекине. Сами накрыли себе стол. Нам в одном колхозе, где играли, подарили по пакету чищеного арахиса, помидоры. К ним, что смогли, докупили и на стол накрыли.

Иран: черные трибуны

Бахытжан БАЙТУРЕЕВ

1993 год. Иран. Международный турнир, посвященный исламской революции. Это была чуть ли не первая наша поездка после обретения страной независимости. Советский волейбол был знаменит на весь мир, а вот казахстанский знали не очень хорошо.

Приехали. Поселили в одну из самых плохих гостиниц, где, кроме нас, никто не жил: номера ужасные, питание безо­бразное, до зала добираться далеко, время на тренировки ограничено. В общем, неудобно во всех отношениях. Бахытжан Байтуреев: В клубах наших тренеров делают изгоями

Первым соперником на турнире была команда провинции Мазандаран. Не знаю, как сейчас, но тогда женщинам было запрещено ходить на развлекательные мероприятия.

Заходим в зал и видим черные трибуны: человек пять тысяч мужчин, у всех черные бороды, черного цвета одежда. И невероятный треск стоит, все щелкают семечки.

Тот матч мы выиграли, и после этого отношение к нам со стороны организаторов турнира и местной публики сильно изменилось. Переселили в хорошую гостиницу, нашлось время в зале для тренировок. На том турнире мы в итоге заняли первое место.

Валерий БЕЛЕНКОВ

В том же Иране был случай. В одном из матчей против местной команды ведем в счете. И вдруг в зале гаснет свет.

Минут пять темнота. Потом все зажигается, на табло тот же счет, только теперь в пользу иранцев.

Алексей Яншин, который был нашим капитаном, тогда претендовал на приз лучшему игроку турнира. Он пошел разбираться и давай стучать кулаком по столу. Ничего, конечно, не добился. Игру-то мы выиграли, но Лехе из-за скандала приз не дали. Сказали, что нельзя себя так вести.

Пригласили как-то в Пакистан на товарищеские матчи. Играем с одной из местных команд. Ребята отходят на подачу – метров шесть-семь – близко к первому ряду трибун.

После свистка быстро подают, даже не задумываясь, чтобы подача была хорошей, и убегают оттуда в площадку. Что такое? А там невозможный запах сапог, одежды. В зале еще и курили.

Япония: с точностью до минуты

Бахытжан БАЙТУРЕЕВ

Раньше в Японию приходилось летать через Москву. В 1993 году там проходил чемпионат Азии среди клубов, где мы заняли первое место. Представьте, отправляемся мы на этот турнир – очень важный для нас, к которому долго готовились. Летим четыре часа из Алматы в Москву. Затем пересадка и полет до Токио еще десять часов. Приземляемся, нас встречает представитель Федерации волейбола Японии и говорит, что мы должны сесть на скоростной поезд и ехать часа четыре до Хиросимы, где и проходил турнир. Спрашиваю: “Когда мы будем в Хиросиме?”. Он говорит: “В Хиросиму прибудем в 16 часов 27 минут”. Едем. Слышим, объявляют, что нам выходить. Смотрю на электронные часы, которые есть в каждом вагоне, и вижу там – 16.27. Меня это настолько поразило, что я на всю жизнь запомнил.

НАША СПРАВКА

Достижения команды “Азамат” (Алматы)

1990–1991 гг. Первое место в первой лиге чемпионата СССР

1991–1992 гг. Команда шла в призерах в высшей лиге, но чемпионат СССР не был доигран

1991 г. Третье место на Спартакиаде народов СССР

1991 г. Первое место в Кубке СССР Геннадий Паршин: Бюджет волейбольного клуба – это зарплата одного футболиста

1991 г. Третье место на Всемирной универсиаде в составе сборной СССР

1993 г. Первое место в чемпионате Азии среди клубов

1993 г. Второе место в чемпионате Азии среди сборных


* На фото: 1993 г. Иран. Турнир исламской революции. Состав команды “Азамат”: стоят (слева направо) – старший тренер Андрей Васильевич ПАТРАКОВ, Андрей АГАФОНОВ, Марат АДРЫШЕВ, Бахытжан БАЙТУРЕЕВ, Франц ЦАХАРИАС, Петр КОБРИН, главный тренер Евгений Витальевич СИВКОВ, администратор, иранец-гид; сидят – Алексей ЯНШИН, Вячеслав КРЕСКИН, Александр ГОРБАТКОВ, Сергей ЩУКИН, Рафаэль ГИЛЯЗУТДИНОВ. На фото отсутствуют игроки Валерий БЕЛЕНКОВ и Николай МАРЯСКИН

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи