Опубликовано: 8000

Нелюди. История похищения мальчика в Алматы

Нелюди. История похищения мальчика в Алматы

В 1987 году преступники похитили 9-летнего Тимура САРСЕНОВА, что стало вторым случаем киднеппинга в Казахской ССР. Первый факт был зарегистрирован также в Алма-Ате в 1981 году, когда неизвестные похитили 19-летнюю студентку института народного хозяйства, дочь высокопоставленного чиновника (“Караван” № 43 от 13 ноября 2015

г.).

В оперативно-розыскных мероприятиях и задержании похитителей принимал непосредственное участие опытный розыскник Владимир Анатольевич БАЛЫБЕРДИН, который несколько лет назад подробно рассказал мне о происшедшем.

Ничто не предвещало беды

Тот февральский день в семье Сарсеновых начался как обычно. Мама разбудила Тимура рано, и он в который раз подумал о том, как хорошо было бы не пойти сегодня в школу, а остаться дома с бабушкой, посмотреть телевизор или погулять. За завтраком отец пожелал Тиме получить пятерку, погладил сына по голове и поспешил на работу. Мама напомнила, что после школы сначала нужно сделать уроки, а уж потом гулять, и тоже ушла. Через некоторое время отправился в школу и Тимур.

Уроки тянулись в этот день почему-то особенно долго. Наконец прозвенел звонок с последнего урока, и третьеклассники шумно ринулись на улицу. Тима быстро дошел до дома, уговорил бабушку отпустить его погулять, переоделся и выскочил во двор. День был теплым и солнечным. Плюс 8 в конце февраля для Алма-Аты тех лет – довольно тепло. Но во дворе почему-то никого не было.

– Опять играть не с кем, – вздохнул про себя Тимур.

Из первого подъезда выпорхнула стайка девочек. Кто же станет играть с ними?

Тимур даже отвернулся. От нечего делать он решил пойти за дом, поглазеть на проезжающие мимо машины. Только завернул за угол, как к нему подошел незнакомец и сказал, что его зовут дядя Женя и он работает с папой Тимура. Затем сказал, что Тимин папа сейчас недалеко отсюда что-то проверяет в машине и послал его за сыном, чтобы покататься всем вместе по городу.

Мальчик обрадовался неожиданному развлечению и пошел к машине с дядей Женей, которого видел первый раз в жизни. Минуты за три они дошли до темного “Жигуленка” с тонированными стеклами. Дядя открыл заднюю дверцу и скомандовал: “Залезай!”. Тимур забрался на заднее сиденье и увидел, что человек, сидевший за рулем, вовсе не его папа.

Не надо доверять незнакомым!

– Где мой папа? – спросил он, но двери уже были закрыты, машина рванула с места. – Отпустите меня, мне надо делать уроки. Мама не разрешает мне ездить в машине, и папа тоже.

– Молчи, пацан. Не шуми, сиди тихо, и мы тебя не тронем. Будешь орать, получишь. Понял?

Тимур заплакал.

– И не реви! Без тебя тут нервы на пределе. Лежи и не высовывайся в окно. Лучше скажи, у твоего папки много денег?

– Я этого не знаю, – честно признался ребенок.

– Дача у вас есть? – продолжал допытываться тот, что представился дядей Женей. Второй мужчина всю дорогу молчал.

– Есть.

– А дом большой?

– Большой.

Тимур подумал, что они хотят отвезти его на дачу, и стал объяснять, как туда надо ехать.

– Заткнись, пацан. Зачем мне твоя дача?

– Слышь, Митяй, сколько запросить-то за него?

– Тысяч пятнадцать, не меньше.

– Заметано. Куда денутся? Отвалят!

Тем временем бабушка выглянула в окно и не увидела внука. Она оделась и вышла на улицу. Тимы во дворе не было. Стала спрашивать у девочек, которые играли у первого подъезда.

Они сказали, что какой-то мальчик пошел за дом и больше не возвращался.

Пожилая женщина обошла дом, зашла в соседний подъезд к однокласснику Тимура, но все безрезультатно. Внук как в воду канул. Женщина испугалась не на шутку. Она поднялась в квартиру и стала звонить сыну. Обеспокоенный отец мальчика через семь минут примчался с работы. Он сбегал в школу, в ближайшие магазины, к соседям, обзвонил всех одноклассников. И тут в квартиру кто-то позвонил. Сарсенов-старший дернул трубку и услышал.

– Папа, папа, это я, Тимур, меня…

– Тимур, ты где?

– Слушай, мужик, – перебил его грубый мужской голос. – Хочешь увидеть своего мальца, выкладывай пятнадцать тысяч. Где и когда, я еще скажу. Не вздумай звонить в милицию, а то не увидишь больше сыночка. Понял?

Дальше только гудки… Несчастный отец побледнел и опустился на стул.

– Тиму украли, – выдохнул он в ответ на немой вопрос матери.

Потом позвонил на работу и рассказал руководству все как есть. Позвонил жене. Она примчалась на такси вся заплаканная, до конца не веря в то, что произошло.

Таких денег, как потребовали похитители, у Сарсеновых не было и в помине. Сумма казалась огромной, взять ее было неоткуда. Родственники небогатые, у них тоже нет. Сарсеновы лихорадочно искали выход из положения. Ничего не оставалось, как только обратиться в милицию.

Позвонили сослуживцы отца мальчика и предложили деньги, которые собрали со всего коллектива, кто сколько мог. Коллеги несчастной мамы Тимура тоже предложили скинуться на выкуп.

Но Сарсеновы понимали: все равно денег не хватит. И потом, нет никакой гарантии, что, даже получив выкуп, похитители вернут сына.

Алмаатинцы предлагали деньги для выкупа

В УВД Алма-Атинского горисполкома сразу же после заявления о похищении мальчика была создана специальная группа для расследования этого преступления. Работой руководил выдающийся мастер сыска, легенда казахстанского уголовного розыска, ныне покойный Николай Георгиевич ГРИЦЕВИЧ.

В те дни в управление звонили сотни горожан, предлагали помощь в поисках Тимура. Знакомые и незнакомые приносили родителям деньги для выкупа.

В течение трех суток сотрудники уголовного розыска непрерывно работали по розыску мальчика и установлению личностей похитителей. Были опрошены десятки свидетелей. Отрабатывалась линия по обнаружению машины, на которой увезли ребенка. Такого количества людей и средств, которые были задействованы в раскрытии этого преступления, в то время история алма-атинского уголовного розыска еще не знала. Счет шел на часы.

После второго звонка сотрудники угро уже знали, кто похитил ребенка. Преступниками оказались уже ранее судимые братья Снопковы. Это выяснилось на АТС. Братья звонили из своего дома, и второй разговор был записан. Звонить на следующий день они не стали, видно, побоялись себя обнаружить.

…Тимура привезли в какой-то старый дом и заперли в комнате. Окно было закрыто ставнями. Мальчику очень хотелось есть, но он боялся попросить. Кроме его похитителей, в доме никого не было. Тимур понял это по тому, как было тихо. Вскоре мужчины сели обедать. Один из них отнес тарелку с жареной картошкой ребенку. Он съел и попросил попить. Ему дали воды и опять закрыли. Тимур спросил, когда его отпустят домой. “Когда рак на горе свистнет”, – услышал он в ответ. Мальчик снова заплакал. Потом лег на старый диван в углу и уснул. Проснулся от громкого разговора. Мужчины спорили, ехать им куда-то или не ехать.

Ребенок едва не умер от переохлаждения

На следующий день Тимуру приказали быстро одеться и сесть в машину. Мальчик обрадовался.

– Вы меня домой отвезете? – спросил он с надеждой.

Но ему никто не ответил. Ехали молча и долго. Вокруг была незнакомая местность. Наконец проехали через какой-то поселок и остановились у покосившегося забора. Залаяла собака. Из калитки вышел немолодой, помятый мужчина. Тимура завели во двор и заперли в сарае. Там пахло плесенью, зато было маленькое оконце, через которое мальчик мог смотреть во двор. Ближе к вечеру ему дали хлеба и молока и опять закрыли. Тимуру было страшно в темном сарае, но он подумал, что папа все равно его найдет, и стало легче. С этой мыслью мальчик уснул, скорчившись в углу. На следующий день его отвезли к каким-то толстым трубам и повели дальше по полю. Приказали лечь на землю и укрыли сверху камышовыми матами. Сказали лежать тихо, а если пискнет, то никогда больше не увидит маму и папу. Мужчины ушли. Тимур лежал и боялся пошевелиться. Ему было холодно. Потом стало еще холоднее. Мальчик сначала дул на руки, пытаясь их согреть, дальше он уже ничего не помнил.

…Оперативники в это время уже шли по следу братьев Снопковых, который вывел их в поселок Алгабас. Сначала его прочесали весь, затем стали осматривать каждый кустик вокруг поселка. Оперативник Василий РАДАЕВ уже потерял было надежду найти мальчика, как вдруг ему послышался слабый стон. Он бросился к месту, откуда шел звук, и под покрытыми инеем матами обнаружил еле живого Тимура.

Ребенок лежал прямо на земле, без шапки. Волосы смерзлись и тоже покрылись инеем.

Василий надел на мальчугана свою шапку, взял на руки и понес его в поселок к машине. Так на руках он и довез Тимура до 7-й горбольницы. Врачи сказали, что мальчик остался жив чудом: погода в тот день стояла теплая, но если бы похолодало, то Тимур мог бы умереть от переохлаждения организма.

Вскоре были задержаны и братья Снопковы. Когда они узнали, что Тимура нашли, сразу стали давать показания.

…А спустя несколько дней в Алматы приехал писатель Аркадий Вайнер. Он поздравил наших оперативников с раскрытием преступления и отметил, что случай этот редкий, так как похищенного удалось вернуть живым. На основе этих событий он написал сценарий к фильму “Нелюди”.

P. S. После истории с Тимуром Сарсеновым в Уголовный кодекс Казахской ССР внесли поправку. По ней срок лишения свободы за похищение человека был увеличен с 3 лет до 15.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи