Опубликовано: 100

Не остаться беззвучной легендой

Не остаться беззвучной легендой Фото - Сейтказы воплощал нелегкую задачу возрождения забытых народных инструментов. Фото из архива Аллы БЕЛЯКИНОЙ

Мало кто помнит, что еще полвека назад кылкобыз находился на грани исчезновения. В Семее вспоминали историю возрождения уникального музыкального инструмента и тех, благодаря кому он не остался беззвучной легендой.

Кылкобыз – древний инструмент, на котором столетия назад играли шаманы. А в конце 1960-х годов в Казахстане оставалось всего 2 человека, знавших, что это за инструмент, и умевших играть на нем, – народные исполнители Жакпас Каламбаев и Даулет Мыктыбаев. И, скорее всего, история древнего инструмента завершилась бы небытием и забвением, если бы не усилия известного казахского композитора Еркегали Рахмадиева, который в конце 1960-х возглавил Алма-Атинскую консерваторию и решил открыть здесь класс по кылкобызу. А в сентябре 1969 года, едва успев поступить в консерваторию по классу кобыз-прима, по коридору музыкального учебного заведения спешил на занятие студент из Семипалатинска.

Услышав необычное звучание, парень буквально замер на месте, а потом помчался просить разрешения параллельно учиться игре на этом завораживающе звучащем инструменте.

Тем студентом был Оразгали Сейтказы, которому позже суждено будет стать известным композитором, главным дирижером оркестра казахских народных инструментов “Бибигуль” Семейской государственной филармонии им. А. Кашаубаева. Но, несмотря на разнообразие творческих интересов, кылкобыз останется главной музыкальной любовью его жизни.

В 1969 году был создан первый в истории казахского искусства ансамбль древних народных инструментов, где впервые со сцены зазвучал кылкобыз. В состав этого коллектива попал и Оразгали Сейтказы, который вместе с коллегами воплощал нелегкую задачу – помочь слушателю полюбить забытое звучание инструментов предков.

За полстолетия, минувшие с той поры, кылкобыз и прима-кобыз смогли расширить узкие рамки своего предназначения. Сегодня народный инструмент прима-кобыз вырос до такого уровня, что на нем исполняется классический скрипичный репертуар – произведения Бетховена и Моцарта, Чайковского и Мендельсона. А кылкобыз используется не только на концертах народной музыки, но и в эстрадном исполнении, и без него невозможно представить народную казахскую музыку.

В этом немалая заслуга Оразгали Сейтказы. К сожалению, год назад его не стало, а 27 июня нынешнего года ему исполнился бы 71 год. К этой памятной дате в Семее установили мемориальную доску. Помимо этого в музыкальном училище им. Тулебаева появился кабинет, посвященный памяти музыканта.

– Заслуженный деятель РК, профессор Оразгали Сейтказы основал в нашем училище класс кылкобыза и преподавал много лет. Многие кюи, которые он написал, прославляют традиционное казахское искусство, и звучание древнего инструмента демонстрирует красоту народной музыки, – подчеркнул директор Семейского музыкального училища им. Тулебаева Сайлаугазы АХМЕТОВ.

Коллектив Семейской филармонии им. Амре Кашаубаева, где О. Сейтказы руководил оркестром народных инструментов, представил вниманию публики концертную программу по произведениям этого музыканта, благодаря которому пронзительное звучание кылкобыза соединяет музыкальное звучание разных эпох.

СЕМЕЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи