Опубликовано: 7400

Кыл-кобыз – “оружие” шамана

Кыл-кобыз – “оружие” шамана

Кобыз звучит теперь так часто и привычно, что многие даже не догадываются – разновидность этого инструмента была на грани исчезновения.Шел, услышал, полюбил

Эксперты говорят, что к концу 1960-х годов в Казахстане оставалось всего два человека (!), знавших, что такое кыл-кобыз, и умевших играть на нем – народные исполнители Жакпас КАЛАМБАЕВ и Даулет МЫКТЫБАЕВ. История этого древнего инструмента так и завершилась бы забвением, если бы не усилия знаменитого композитора Еркегали РАХМАДИЕВА, возглавлявшего Алма-Атинскую консерваторию в конце 1960‑х – начале 1970-х годов. Знаток и ценитель народных инструментов, он решил открыть в консерватории класс по кыл-кобызу, чтобы не дать исчезнуть этому инструменту, пригласив Жакпаса Каламбаева и Даулета Мыктыбаева.

– В сентябре 1969-го, едва успев поступить в консерваторию по классу кобыз-прима, я шел по коридору, когда вдруг услышал необычное звучание неизвестного мне ранее инструмента, – вспоминает главный дирижер оркестра народных инструментов “Бибигуль” филармонии им. А. Кашаубаева Оразгали СЕЙТКАЗЫ. – Это был кыл-кобыз – древний инструмент, на котором еще столетия назад играли шаманы. Как раз только открылся класс кыл-кобыза, и я тут же попросил разрешения параллельно с основной специализацией учиться играть на нем.

Их было всего восемь человек – тех, кто начал тогда осваивать кыл-кобыз. Завершили обучение только четверо. Все нынешние музыканты, играющие на этом инструменте, – из той самой четверки.

Хоть Моцарта играй

Возрождению популярности кыл-кобыза помог еще один энтузиаст народной музыки – доктор искусствоведения Болат САРЫБАЕВ. Он воссоздал более 30 видов забытых народных инструментов, таких как жетыген, сазсырнай, шертер, асатаяк и др. В том же 1969 году Сарыбаев создал первый ансамбль древних народных инструментов, где впервые со сцены зазвучал и кыл-кобыз.

– Этому коллективу, в состав которого посчастливилось мне попасть, суждено было выполнить нелегкую задачу – помочь слушателю полюбить забытое звучание инструментов предков, – отметил Оразгали Сейтказы.

За полвека кыл-кобыз и прима-кобыз смогли выйти из узких рамок своего предназначения:

– Сегодня прима-кобыз вырос до такого уровня, что на нем исполняется классический скрипичный репертуар – произведения Бетховена и Моцарта, Чайковского и Мендельсона. А кыл-кобыз используется и в эстрадном исполнении. Без него невозможно представить народную казахскую музыку.

Семей

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи