Опубликовано: 14600

Наурызбайский район. Алматы разжился большим аулом

Наурызбайский район. Алматы разжился большим аулом Фото - Тахир САСЫКОВ

Два месяца назад часть городских районов и несколько сел Карасайского района Алматинской области вошли в черту города под названием Наурызбайский район. Мы решили посмотреть, как село превращается в город.

Не привыкшие к удобствам

Поездка по новоиспеченному городскому району в будний день сопряжена с пробками. К тому же узкие дороги не дают возможности для маневров. Порой по ним из-за отсутствия тротуаров перебежками двигаются пешеходы, то и дело рискуя быть сбитыми большегрузными машинами или автобусами. Сами новые горожане еще не вполне ощутили вкус городской жизни – некогда, нужно на хлеб зарабатывать! Да и не привыкли в селах под Алматы к удобствам, довольно того, что город рядом и есть возможность ездить на работу и учебу в Алматы. Небольшие кафе, СТО, парикмахерские и магазинчики обеспечивают работой и обслуживают почти 127 тысяч человек. Всего, по официальным данным, в Наурызбайском районе около 1 000 субъектов малого и среднего бизнеса. Безработных – официально зарегистрированных – всего 10 человек. Однако, скорее всего, их гораздо больше.

Рукой подать – 25 километров

Мы встретили на окраине бывшего села Акжар Бауржана ТОГЖАНОВА. Говорит, что сидит без работы. Но без дела не может: третий месяц строит дом. Деньгами пока обеспечивает жена. В семье подрастает маленькая дочь. И хотя поблизости не видно никаких благ цивилизации – школ, детсадов, больниц, магазинов, уверен, что все это – временные трудности:

– Вон там отведен участок под детский сад, чуть дальше будут поликлиника и школа, а через дорогу построят торгово-развлекательный центр. Строят Восточную объездную дорогу, улицы Абая и Шаляпина будут пробивать до нас. Так что участок я купил вовремя. А до города – рукой подать.

“Подать рукой” по спидометру выходит не менее 25 километров. Но местных обитателей частного сектора это не пугает. Многие живут здесь уже более десяти лет, некоторые – на неузаконенных земельных участках, в наспех возведенных домах, без прописки и возможности куда-либо прикрепиться. Успели привыкнуть, что и за медпомощью, и за работой ехать нужно далеко.

Главная беда – вода

Возле дома в бывшем теперь уже Тастыбулаке, стоящего прямо у оживленной автомагистрали, замечаем мужчину, который перетаскивал уголь во двор дома. Хозяйка дома – пенсионерка Надежда КОТЛЯРОВА говорит, что самый главный бич для них – отсутствие чистой питьевой воды:

– В огороде бежит вода для полива, мы в летнее время ее употребляем.

15 октября ее перестанут давать, придется с флягой через оживленную дорогу за водой к соседям ходить. Другая больная тема – слишком узкая дорога. То и дело к нам в забор машины “влетают”. Последний раз – в мае. Своего участкового мы в глаза не видели. Пошла с заявлением в Каменку, а мне дали открепительный талон. До сих пор дело висит.

По словам пенсионерки, в бывшем поселке маловато магазинов, базаров вообще нет:

– Цены на овощи и фрукты ужасно высокие. В городе сейчас можно виноград за 200–250 тенге купить, у нас в магазине – 500–600 тенге за килограмм. В огороде у меня только помидоры, а на все остальное уже сил нет.

Едем дальше. На одной из улиц в бывшем поселке Акжар останавливаемся, чтобы поговорить с пожилым мужчиной, торгующим салатами и выпечкой прямо из ворот своего дома. Владислав, как он нам представился, – пенсионер, помогает жене реализовывать продукцию собственного изготовления:

– Главная проблема для нас – это вода. В доме есть водопровод, но качество питьевой воды оставляет желать лучшего: на дне всегда песок, мелкие камешки, глина...

Документальная неразбериха

Молодой парень на машине  останавливается у импровизированного прилавка. Спрашиваем: чего он ждет от своего нового статуса горожанина?

– Я уже замаялся ездить между двумя районами – Карасайским и Наурызбайским, – делится Максат ГАЗИЗОВ. – Моей дочке исполнился годик, хотел ее поставить в очередь в детский сад, а меня гоняют между двух районов. Уж определились бы скорее, где документы оформлять. Другая проблема: зимой, когда едешь в горку или под горку, скользко, машины постоянно бьются. Да и в целом дорога у нас в Акжаре – ямы да ухабы, огромные дыры...

О том, что Наурызбайский район очень неоднороден и по социальному статусу проживающих, и по проблемам, может свидетельствовать самый известный долгострой с громким названием “Елисейские Поля”. Коттеджный городок (который обещали сдать – страшно сказать – лет восемь назад) до сих пор выглядит незавершенной строительной площадкой, хотя в прошлом году государство даже выделяло на его завершение бюджетные средства. Охранник коттеджного городка сообщил нам, что домов, в которых живут люди, очень мало. В основном это те, кто достраивал жилье сам. На вопрос, почем же здесь продают дома, ответил: очень дорого, более 300 тысяч долларов!

Земельный вопрос

В Наурызбайском районе по предварительным подсчетам:

 590 крестьянских хозяйств общей площадью 2 133 гектара;

 3 759 дачных участков общей площадью 314 гектаров;

 11 528 земельных участков под индивидуальное жилье и личное подсобное хозяйство общей площадью 1 741 гектар;

 143 земельных участка под строительство многоэтажных и многоквартирных жилых домов общей площадью 163 гектара;

 961 земельный участок общей площадью 1 052 гектара с различными видами целевого назначения;

 1 565 гектаров относятся к землям, занятым инфраструктурными объектами (дороги, ЛЭП), и территориям, не оформленным за землепользователями.

Незавидное наследство

Со всеми возникающими вопросами акимат Наурызбайского района Алматы приглашает жителей к себе. Ведь телефоны до сих пор не работают!

По словам заместителя акима Наурызбайского района Жулдыз ОМАРБЕКОВОЙ, первоочередным тут является любой вопрос:

 – Несмотря на то что мы всего в двух шагах от города, это большой аул! От того, что люди стали горожанами, проблемы быстро не решатся. Абсолютно полный износ сетей. Воды не было ни в одном медицинском пункте, ни в одной школе. Дети ходили зимой в туалет на улицу. Сейчас главная задача – подготовка к зиме: подключение больниц, поликлиник и школ к теплу и воде. В районе много скважин, но не было сетей: трубы маленькие, по ним никогда вода не текла, вот и стали рваться. В день по 10 порывов было.

Частое явление для здешних мест – самозахват земли, с этим тоже придется разбираться, так как никакой работы прежним руководством почти не проводилось. По словам Жулдыз Омарбековой, в этом году это почти 23 улицы. Прорабатываются маршруты автобусов, так как многим школьникам приходится идти до школы несколько километров. Но пустить автобусы сложно – слишком узкие дороги. В Наурызбайском районе строят здания для центров обслуживания населения, налоговых служб и других учреждений. А пока местные жители могут обращаться в ЦОН Ауэзовского района: одни – для смены прописки, другие – для изменения адреса проживания в документах. Вообще, что касается документирования, замакима посоветовала:

– Необходимо взять все свои документы и отвезти их в ГОСНПЦЗЕМ, что на Ауэзова – Абая, получить документы уже с кодом Наурызбайского района, а затем уже сдавать в ЦОН Ауэзовского или Бостандыкского района, которые пока обслуживают жителей Наурызбайского района. Эта процедура займет примерно 1,5– 2 месяца.

Наурызбайский район: что, где, сколько

Территория. Район образован 2 июля 2014 года. Общая площадь – 6 967 гектаров. К району отошла часть территории Ауэзовского и Бостандыкского районов. В район вошли: поселки Жайлау, Карагайлы, Курамыс, Рахат, Каргалы, Таусамалы, Акжар, Тастыбулак, Таужолы, Шугыла, Алты Алаш. Кроме того, в Наурызбайский район вошли микрорайоны “Калкаман-1, -2, -3” Ауэзовского района.

Население. Более 127 тысяч человек. 70 процентов населения – казахи. Официально зарегистрированных безработных – 10 человек. Пенсии получают

4 366 человек. Пособия получают 6 030 человек. Средний размер пенсий – 21 736 тенге.

Социальные объекты.  Школы – 7 государственных, 3 частные; детские сады – 2 государственных и 12 частных; больницы – 3; поликлиники – 4.

Отсутствуют:  РОВД, ЦОН, прокуратура, санэпиднадзор.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи