Опубликовано: 1500

“Мы – диктаторы, но это временно..."

“Мы – диктаторы, но это временно..."

Новости из Бишкека – как темный лес: чем дальше, тем страшнее. Пока новые власти делят должности, мародеры безнаказанно грабят, жгут и убивают.

Кыргызстанцы еще пытаются шутить

Кто-то принялся коллекционировать ляпы новоиспеченных властителей и приближенных к ним. “Мы здесь много недосыпаем, поэтому будем заговариваться”, – пообещал руководитель аппарата Розы Отунбаевой Эдиль Байсалов. Или: “Мы – узурпаторы и диктаторы. Но это временно”, – слова заместителя председателя временного правительства КР Омурбека Текебаева.

Кто-то сочиняет на ходу политические анекдоты и делится ими в Интернете: “В Бишкеке улицу Белорусскую переименовали в улицу Бывших президентов”.

Кто-то собирает “революционный толковый словарь”: богатырь – тот, кто тырит у богатых.

Жуткая маевка

Но веселье это горькое. Все эти дни граждане с тревогой прислушивались к уличным звукам и читали в Интернете новости, больше напоминающие фронтовые сводки: а вдруг опять?

“Опять” нагрянуло неожиданно и крайне страшно. В понедельник, в обед, горожане принялись названивать всем знакомым: будьте осторожны, толпа поднимается от северных окраин столицы, круша все на своем пути и сжигая машины.

К вечеру выяснилось, что толпа, явно чем-то “взбодрившаяся” превратилась из самозахватчиков в убийц и грабителей. Пригородное село Маевка утонуло в пожарах и слезах. Сначала сельчане пытались отстоять свои поля и огороды. Потом – жилища и собственные жизни. Самозахватчики, ведомые весьма информированными подстрекателями, вламывались в дома, вытаскивали кому что глянется. Жители Маевки рассказывали, как на глазах у всего семейства забивали мужчину, как камнем выколачивали изо рта золотые зубы и полосовали ножом глаза. Большинство пострадавших – турки-месхетинцы, издавна занимающиеся тут земледелием. Стражей порядка прислали слишком поздно: пятеро убитых (включая подданных Казахстана и Азербайджана) и более 30 раненых…

Милиции некогда, она митингует…

Когда жгли и грабили Маевку, телефон милиции молчал. Спецназу и милиции в это время было некогда успокаивать обезумевшую от крови толпу, они митинговали против нового главы МВД Болота Шерниязова. И вошли в уже сожженное село только после того, как временное правительство срочным указом сменило Шерниязова на его заместителя – Бакыта Алымбекова.

А наутро временное правительство… вернуло Шерниязова в кресло министра. Эдиль Байсалов заявил, что журналисты просто неправильно поняли пресс-релиз: дескать, заменили Шерниязова временно, пока тот недомогал.

Разоренная страна

В эти дни в Кыргызстане все со страхом смотрят в будущее. И дело не только в одурманенных безнаказанностью толпах маргиналов – рано или поздно их утихомирят, и если не власти, то сами граждане, которым надоест терпеть беспредел (народные дружины уже создаются).

Куда страшнее развал экономики. Как вести бизнес, если заморожены счета юридических лиц? Если многие границы по-прежнему закрыты, а перевозчики боятся везти товары? Да и кому этот товар нужен, если покупать некому.

Куда податься сотням, если не тысячам специалистов, оставшихся без работы из-за начавшейся “охоты на ведьм”: прокуратура “закрывает” всех, кто имеет хоть малейшее отношение к Максиму Бакиеву и его компаниям, – а это банки, микрокредитные и страховые компании и прочее.

Кто будет платить налоги, если слишком много бюджетообразующих отраслей в одночасье потеряли клиентов? Швейники отрезаны от России и Казахстана. В турфирмах – отказы один за другим. Работы на летний период лишились жители Нарынской, Таласской и Иссык-Кульской областей, специализирующиеся на приеме иностранцев. Список можно продолжать и продолжать.

Временное правительство заверяет, что кризис не наступит и деньги есть. Однако надолго ли? Как стало известно, из страны в день переворота было выведено через один из банков 200 миллионов долларов. Так что озвученные успехи в поисках “семейных денег” не очень радуют: в сейфах подручных Максима Бакиева обнаружили золотые слитки и 20 миллионов долларов. Но это – капля в море долгов почти разоренной революцией страны.

Кто здесь народ?

Обычных граждан начинает раздражать “политкорректность” властей в отношении мародеров – они, мол, народ, с ними нужно считаться. Но слишком много крови уже пролито, и сколько еще прольется, пока власти – хоть какие-нибудь! – не наведут порядок в стране?

А народ – это совсем не те, кто грабит дома представителей иных национальностей.

Это те, кто даже сейчас, несмотря ни на что, работает и платит налоги. Это сотни тысяч гастарбайтеров, которые тяжким трудом зарабатывают свою копейку на чужбине и на кого косвенно может пасть гнев за погромы там, в России. Народ – это сельские труженики: пахари и животноводы, которым не нужна земля в Бишкеке. Когда же временное правительство поймет, на кого действительно им нужно опираться? На этот вопрос ответа нет. Пока страна во власти амбиций и жадности тех, кто рвется к власти, – не ради блага страны, а ради собственных интересов.

Наталья МАРКОВА, специально для “Каравана”, Бишкек

Где гостил Бакиев?

Приезд Курманбека Бакиева в Тараз вызвал огромный интерес у горожан.

Уже Беларусь объявила о том, что киргизские гости обосновались в Минске, а таразцы все еще продолжают “видеть” на улицах джипы с господином Бакиевым и его свитой.

Строятся догадки и о месте его пребывания в Таразе. Одни уверяют, что Бакиев жил в резиденции акима, другие клянутся, что он не покидал здания аэропорта, третьи считают, что гость поселился в одной из гостиниц. И, мол, именно оттуда Бакиев отправил в Бишкек факсом свое “отречение от власти”.

Вариант с гостиницей наиболее вероятен: она недалеко от аэропорта, удобна для охраны – незаметно к ней не подберешься – и достаточно комфортабельная. Номера в этой гостинице стоят от 14 тысяч тенге в сутки.

Индира БОТАШЕВА, фото автора, Тараз

Зачем “Железный Феликс” приезжал в Алматы?

17 апреля гостем дискуссионного клуба “АйтPARK” стал один из самых известных политиков Киргизии – председатель партии “Ар-Намыс” Феликс Кулов. Вот что он рассказал об обстановке в стране.

“Пуль никто не боялся…”

– На мой взгляд, это было стихийно. Как вы знаете, за ночь до этого арестовали руководителя объединенного народного движения. Люди пришли к офису СДПК (Социал-демократическая партия Киргизии. – Прим. редакции), силовики решили предпринять действия по разгону людей. Но что такое 150 молодых солдат с автоматами и дубинками против толпы в несколько тысяч человек?

“Когда возрастет политическая культура, можно будет вернуться к президентству…”

– Мы – за создание парламентской республики. Опыт Акаева и Бакиева показал, что в нынешних условиях придется пойти на коллегиальный путь управления страной. А если возрастет и политическая культура, то тогда можно будет вернуться к президентской форме правления.

“Временному правительству не позавидуешь…”

– Тяжелее всего придется экономике. Потому что после потрясений жизнь практически остановилась. Поэтому временному правительству не позавидуешь, нужно будет дырки латать. Важный момент – это разнобой в назначениях. По три-четыре руководителя района за день меняется, в министерствах то же самое...

Записала Жанар КАНАФИНА, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)

Наших бьют!

Казахстанский фотокорреспондент агентства Reuters Шамиль Жуматов был жестоко избит в Бишкеке.

Вкус крови киргизской революции Шамиль Жуматов буквально ощутил на своих губах. Толпу повстанцев не смутило, что иностранный журналист исполнял свои профессиональные обязанности.

– Мы шли с коллегой от “белого дома” в офис отправлять фотографии, навстречу повстанцы вели паренька, сказали, что захватили снайпера, и приказали мне: “Снимай!”, – вспоминает тот день Шамиль Жуматов. – А потом неожиданно толпа переключилась на меня. Они спрашивали: “А кто ты такой, почему снимаешь, покажи документы...”. Как можно отвечать на вопросы сотни человек? Я достал свой казахстанский паспорт. Эта толпа, где все начальники, не знаю, сколько там пьяных и невменяемых было, но чувствую, что меня ощупывают, толкают. Потом схватили фотоаппарат, ударили, и пошло…

Из Киргизии в Казахстан Шамиля увозили в машине “скорой помощи”. Ему пришлось неделю провести на больничной койке. Говорит, хорошо, что жив остался…

Марина ХЕГАЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи