Опубликовано: 390

Миру beer: как связаны законы непрямого действия в Казахстане и чистота пива в Германии

Миру beer: как связаны законы непрямого действия в Казахстане и чистота пива в Германии

Сначала было пиво. Потом из остатков ячменя додумались делать хлеб. Грубый, с примесями, с хрустящим на зубах песком, он был не лучшей едой. Гораздо хуже, чем мясо, овощи и фрукты – все, чем богата Месопотамия, колыбель цивилизации.

Вероятнее всего, он был едой для бедняков. Поиски лучших сортов зерновых подтолкнули селекцию. В итоге в регионе резко подскочили урожаи, а затем и население Междуречья.

Пиво шумеров даже хмельным назвать было нельзя: его варили без хмеля, из ячменя и полбы, добавляя травы. Крепость – от силы 3–4 процента. Как современное светлое, но в виде кашицы. То еще пойло. Но в нем было достаточно зерна, чтобы оно считалось питательной частью сбалансированного завтрака.

Пиво современного типа начали варить в Европе только в ХIII веке в монастырях Германии и Бельгии.

Монахи в отличие от ремесленников вели изыскания системно. Они были грамотны и записывали результаты опытов. Именно здесь в пиво начали вводить хмель.

Такой напиток быстро завоевал популярность в Северной Европе. Жители торговых городов тоже оценили его преимущества.

Он стал частью местной диеты и заменил все напитки для взрослых и детей. Особенно… воду.

Водоемы в те времена никто не очищал. В них сбрасывали мусор, поэтому вода была заражена патогенной микрофлорой. А вот пиво пить было безопасно, так как его кипятили при производстве.

Чтобы выделиться в массе конкурентов, пивовары изощрялись в добавках. В котел шли мак, болотный багульник, белена, белладонна, медвежья желчь, можжевельник, лаванда, дубовые листья, анис, тмин и мухоморы. Добавки не только дурманили, но и экономили сырье. Это позволяло демпинговать и вытеснять с рынка конкурентов. Магистрату такое, конечно, не нравилось. Ему было выгодно, чтобы на рынке работало больше производителей.

Но как проверить, из чего сварено питье? В средние века это сделать было невозможно.

Поэтому герцог Баварии Вильгельм IV поступил проще. В 1516 году он подписал указ о чистоте пива – Reinheitsgebot. Текст закона короткий. В оригинале всего 240 слов. Меньше машинописного листа. Самая твердая валюта – жидкая: для чего Казахстану нужна собственная уникальная водка

“Мы правим, заявляем и хотим вместе с советом нашей земли, чтобы с этих пор и по всей земле герцогства Бавария, от Михаэли до Георги, кварта или копф пива не продавалась бы более чем за один пфенниг мюнхенской валюты, и от Георги до Михаэли кварта пива не более чем за два пфеннига той же валюты, а копф – не более чем за три геллера. Мы настаиваем, чтобы ничего более не использовалось для любого пива, кроме солода, хмеля и воды. Тот, кто умышленно нарушит указ и не останется ему верным, должен быть лишен своего бочонка пива. Но если владелец постоялого двора покупает пиво, а затем наливает его простому крестьянину, то ему позволяется продавать кварту на один геллер больше того, что было указано выше…”.

При внимательном чтении видно, что не только о пиве думал монарх. Прежде всего запрещалось варить пиво из ржи и пшеницы. Эти злаки шли только на хлеб. Следовательно, устраняется ценовая конкуренция за сырье, что ведет к снижению цен на хлеб. Эта мера уменьшила опасность голода.

Есть элемент борьбы с наркоманией и язычеством – в напиток нельзя мешать дурь, которую использовали в языческих ритуалах. И защита отечественного производителя: хмель в Баварии растет, а вот багульник – нет.

Присутствует и ценовое ограничение. День святого Михаэля – это 29 сентября, святого Георги – 23 апреля. Следовательно, летом копф пива (чуть больше литра) продается за два пфеннига, зимой – за один. Пфенниг – это мелкая разменная монета. В городе пару монет в день мог заработать любой здоровый батрак. Розничная цена – на полпфеннига выше оптовой.

Закон отличался суровостью – тех, кто разбавлял и подделывал пиво, строго штрафовали, а самых отпетых и вовсе топили в собственном пиве.

А чтобы никто не мог сослаться на незнание, Вильгельм заставил всех пивоваров публично поклясться в добросовестном исполнении закона. Если одно слово не образумило, не образумит и десять тысяч.

Reinheitsgebot действует в Германии по сей день. Это старейший законодательный акт в мире, регламентирующий производство продуктов питания и защищающий права потребителя.

При объединении Германии в XIX веке баварский акт был инкорпорирован в свод законов империи. А в XXI веке – уже в кодексы объединенной Европы… Губит людей и пиво. Коварные тайны янтарного напитка

Одна из самых больших проблем экономики Казахстана – законы непрямого действия.

Сначала принимают бумагу, согласовывают, отчитываются. Потом заинтересованные готовят к нему подзаконные акты, без которых этот закон не работает.

Причем сам закон будут обсуждать публично, а дополнения – в тиши кабинетов. Часто это делают люди, никогда не работавшие на реальном производстве или в поле, не знающие, как думает директор завода или крестьянин.

В итоге законы обрастают дополнениями, которые его утяжеляют, могут развернуть его смысл ровно наоборот. Или сделать неработающим. По большому счету, до половины казахстанских законов, касающихся экономики, мягко говоря, вызывают вопросы.

Громоздкие, они не только усложняют жизнь бизнесу. Но делают всю экономику страны менее конкурентоспособной.

Соседи – Беларусь и Кыргызстан – показывают, что законы надо писать исходя из нужд тех, кого они касаются, и с их участием. Так получается быстрее, проще, дешевле и эффективнее.

Prosit!

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи