Опубликовано: 7000

Мировые бренды фастфуда игнорируют казахстанское мясо

Мировые бренды фастфуда игнорируют казахстанское мясо Фото - Тахир САСЫКОВ

Рынок фастфуда уже почувствовал на себе кризис и снижение числа клиентов.


Казахстан постепенно делят международные бренды ресторанов быстрого питания. Пока на рынке работает только два крупных игрока – Burger King и KFC. В 2016 году в Алматы и Астане откроется несколько ресторанов McDonald’s.

В погоне за прибылью

В целом рынок фастфуда в 2014 году оценивался примерно в 250 миллионов долларов. Он ежегодно растет на 10–15 процентов. Масштаб рынка можно оценить через показатели одной из крупных компаний в этом сегменте – Burger King. Она уже открыла 24 ресторана. Ежедневно ее рестораны посещают около 8 тысяч человек в Алматы, 3 тысячи в Астане. В Западном регионе – 2 500 человек, в Караганде – 1 000. В прошлом году точки быстрой еды посетили более 4 миллионов клиентов. За 11 месяцев текущего года – более 4,8 миллиона. Средний чек у компании – 1 700 тенге.

У компании The Caspian International Restaurants Company, представляющей бренды KFC и Hardee’s,  – 42 ресторана в Алматы, Астане, Караганде. Ее показатели относительно сопоставимы с конкурентом.

– Уже по результатам IV квартала 2014 года мы отметили замедление покупательной способности на рынке фастфуда. В этом году тенденция продолжилась, – рассказал “КАРАВАНУ” президент и председатель совета директоров Burger King в Казахстане Ануар УТЕМУРАТОВ.

Burger King уже запустил обновленную платформу King Savers. Это меню из 15 продуктов по сниженной цене.

– На рынках Западной Европы и Америки, достигших высокого уровня проникновения, на потребителя приходится от 10 до 20 игроков быстрого питания. Рынок Казахстана пока далек от этих показателей и имеет все предпосылки для дальнейшего роста, – считает генеральный директор ТОО The Caspian International Restaurants Company, представляющего KFC и Hardee’s, Абдалла ХАФЕЗ. – К тому же расширение ЕАЭС, вступление республики в ВТО, отмена таможенных и прочих барьеров позволят оптимизировать стоимостную составляющую бизнеса, а также построить современную инфраструктуру для его поддержки.

Наше мясо и салфетки не годятся

Главная проблема для всех кафе и ресторанов, независимо от бренда и направления, характерная и для нашей страны – нехватка собственного сырья. А для крупных сетей эта проблема почти неразрешимая. Например, Казахстан почти не производит собственного сыра. Значит, его нужно импортировать. Мы не производим собственного мяса. Вернее, производим, оно даже отличное, но для крупных сетей главный показатель – это стабильность качества. Пусть качество будет не высшим, но стабильным. 90 процентов всего мяса в стране производится мелкими и средними крестьянскими хозяйствами, которые могут дать до тонны разного продукта в месяц. Этого хватит на десять тысяч котлет для бутербродов, и все они будут отличаться по вкусу. Для компаний фастфуда нужны крупные товарные фермы, которые смогут гарантировать объемы, цены и качество сырья. Пока таких ферм нет, мясо эти компании будут импортировать. Доходит до смешного: сети быстрого питания завозят из других стран даже упаковку для своих блюд и товары в мелкой расфасовке: специи, салфетки, зубочистки. Из отечественного они используют лишь муку и отчасти мясо курицы.

Это означает, что большую часть сырья и Burger King, и KFC будут импортировать и дальше. Кроме курсовой разницы сюда нужно включить затраты на логистику и хранение. Об этом компании предпочитают не говорить, но это отразится на росте цен, а значит, и числе их клиентов. В таком же положении окажется и McDonald’s в будущем году. Все это создает возможности для создания отечественных версий зарубежных продуктов. Или развития своих продуктов, подходящих под формат фастфуда. Например, той же самсы.

Привычная и недорогая

– Мои клиенты, в основном студенты, молодые люди. Те, кто хочет быстро перекусить по пути. Самса – еда привычная для Алматы, поэтому покупателей всегда хватало, – поделился с “КАРАВАНОМ” продавец самсы Дархан. – Правда, сейчас продажи упали. В день я продаю 120–150 штук. Клиенты чаще всего постоянные. У меня есть один покупатель. Он приходит через день и покупает сразу по 20, а иногда и по 50 штук. Видимо, на компанию. А так клиенты берут по 2–4 самсы…

На своей точке Дархан делает самсу куриную, с сыром, мясом и уйгурскую. В ней начинка смешанная – картошка с мясом. Еще выпекает лепешки. Все продукты для нас привычные, а главное, недорогие.

Основное преимущество самсы по сравнению с другими продуктами – дешевизна производства.

– Если бы я работал на себя, то для начала нужно было бы всего 1,5 тысячи тенге, – считает Дархан. – Главное, поставить первые два листа в духовку. На лист помещается 18 штук самсы – три вида по 6 штук. Тесто – 100 граммов, начинка – 70 граммов, начинка сырная – 30 граммов. Для них нужно килограмм муки, пачка маргарина, соль, вода, яйца, по полкило мясного и куриного фарша, 300 граммов сыра. Одна самса стоит 100 тенге. Доход с листа – почти тысяча тенге.

Но продукты подорожали. Раньше 15-килограммовая коробка куриного мяса стоила 5 000 тенге, сейчас – 7 500 тенге. Мешок муки стоил 4 500 тенге, сейчас 5 500. Поэтому сейчас точка почти не приносит прибыли. Ее владелец намерен поднять цены. С нового года. Примерно на 20 тенге.

– У хозяина всего четыре точки. В других местах самса уже стоит 120 тенге. Но мне сказали пока держать цену в 100 тенге. Тут проходное место, студенты уже жалуются, что в других местах подорожало.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи