Опубликовано: 4000

Место силы и родина гениев

Место силы и родина гениев Фото - Ризабек ИСАБЕКОВ

Бурабай и Баянаул, по сути, двоюродные братья: оба периодически именуются казахстанской Швейцарией, и тут и там – горы и озера. Причем в Баянауле ландшафты и история даже поинтереснее будут, но толпы туристов со всего Казахстана и даже России чаще едут в Бурабай. И, проведя в Баянауле неделю, мне кажется, я поняла причину такой любви…

Эх, дороги

От Астаны до Баянаула чуть более 400 километров, по казахстанским меркам это практически под боком. Уже много лет подряд власти Павлодарской области обещают сделать курорт привлекательным для туристов, но, судя по дорогам, дальше обещаний пока дело не идет. Если ехать со стороны Карагандинской области, то самые ухабистые и заброшенные участки дороги начинаются после перечеркнутого указателя “Карагандинская область”. Традиционного указателя “Добро пожаловать в…” нет. Хочется думать, что это оттого, что руководству Павлодарской области очень стыдно и оно делает все возможное для исправления ситуации. Впрочем, говорят, что и со стороны Экибастуза в Баянаул ехать практически по бездорожью.

Зато между Экибастузом и Баянаулом курсирует сразу несколько рейсовых автобусов.

Тех, кто выдержит все тяготы дорожного быта, ждет настоящий рай: причудливые скалы, в каждой из которых при некоторой фантазии можно разглядеть облик того или иного сказочного или реального существа, чистейшее озеро Жасыбай и просто умопомрачительная смесь запахов хвои, душицы и чабреца.

Земля, щедрая на таланты

А еще говорят, что здесь одно из мест силы. Можно верить в такие вещи или нет, но факт есть факт: именно у подножия Баянаульских гор родились Бухар-жырау, писатели Султанмахмут Торайгыров и Жусупбек Аймаутов, ученые Каныш Сатпаев и Алькей Маргулан, отец казахского кинематографа Шакен Айманов и многие другие известные люди.

И практически каждому знаменитому земляку здесь посвящен памятник, а то и мемориальный комплекс. Так, музей Каныша Сатпаева и памятник Шакену Айманову расположены в поселке Баянаул друг против друга. Оба недавно выстроены и заботливо облагорожены. Это где-то спорят о том, кто важнее – физики или лирики, а здесь чтут и тех и других. Баянаульский стоунхендж ждет туристов

Одно “но”: ни в музее Сатпаева, ни в музее Торайгырова в наш визит не оказалось экскурсоводов. То они в отпуске, то на больничном. И это в разгар туристического сезона.

В стиле хай-тек

Это, пожалуй, основная тенденция баянаульского турбизнеса: и так сойдет. Если в Бурабае владельцы комнат, квартир и прочей недвижимости, чтобы сдать жилье, стоят и ждут клиентов прямо на въезде, то в Баянауле такого сервиса днем с огнем не сыщешь. Даже в заведениях, которые именуют себя домами отдыха, забронировать номер заранее – сложная задача. “А вдруг вы пообещаете и не приедете?” – самый распространенный ответ на вполне нормальную просьбу.

Впрочем, в чем-то это оправданно: выбирать жилье надо по местности либо по рекомендациям проверенных людей. Потому что на поверку может выясниться, что домик с туалетом и душем может оказаться отдельным домиком с отдельным туалетом и душем на улице. Но зато только вашими. А это реальный шанс на чистоту в отхожем месте и теплую воду в душевой.

Если с погодой повезет, потому что на многих базах отдыха есть только летний душ. Вообще, снять жилье с нормальным санузлом здесь большая удача: центральной канализации нет ни в самом Баянауле, ни на побережье озера Жасыбай, куда чаще всего едут туристы. Наличие санузла моментально увеличивает стоимость койко-места до 10 тысяч тенге за сутки. Для сравнения: с удобствами на улице сутки отдыха на человека могут стоить 3–5 тысяч тенге, на этаже – от 5 до 8 тысяч тенге.

Своеобразной экзотики добавляют местные кафе с липкой от грязи и щербатой посудой. Впрочем, если захотеть, можно найти и нормальные точки общепита. Цены везде почти одни и те же, как и меню: шашлыки по 1–1,5 тысячи за достаточно увесистую порцию, лагман – по 500 тенге.

С развлечениями в окрестностях Жасыбая, откровенно говоря, туго. Нет ни популярных в Боровом квадроцик­лов, ни скутеров, ни водных мотоциклов. Те, кто отдыхает на озере часто, говорят, что администрация Национального парка не разрешает загрязнять экологию. Но у Бурабая и Баянаула по законодательству статус одинаковый, а в Акмолинской области подобной техники в избытке. Так что скорее тут вновь можно говорить о некоторой инертности местных бизнесменов. Как и некоей неадекватности запросов.

Так, на центральном пляже Жасыбая 3 минуты на детском спортивном батуте – 1 тысяча тенге, 5 минут – 1,5 тысячи тенге. Прокат катамарана – от 1 тысячи тенге в зависимости от дня недели. На картонке в окошке кассы было написано, что 5 минут на лодке стоит 500 тенге.

Отдых – рабочим

Вольготно на Жасыбае отдыхать металлургам и шахтерам. У крупных добывающих заводов Павлодарской области еще с советских времен были построены большие и комфортные дома отдыха, где теперь есть все необходимое и по доступной цене. Изредка попадают такие путевки и на внешний рынок.

По какой-то случайности досталась такая путевка и нам. 38 тысяч 100 тенге с человека за 6 дней, трехразовое питание входит в стоимость, горячая вода – круглые сутки, удобства – на этаже. Насмотревшись на частные отели, мы были уверены, что нам сказочно повезло: свой пляж, большая детская площадка, мини-зоопарк на территории, футбольное поле и даже массовик-затейник, с которым можно оставить детей. Этакая мини-Турция в родных пенатах.

Шахтеры из Экибастуза отдыхают здесь и вовсе почти даром: как похвастал один из соседей, у него с зарплаты за отдых вычли всего 8 тысяч тенге.

Остается только порадоваться за тех, кому организация может предоставить такой отдых. И посочувствовать тысячам других, вынужденных останавливаться у частника, совершенно не заинтересованного в привлечении клиентов. Или дело не в желаниях, а возможностях? Может, богатый инвестор до Баянаула просто не доезжает, а у местных зачастую нет возможности построить по-настоящему комфортный отель? Туризм в Прииртышье. Не проклянет ли нас Чингисхан?

Край загаданных желаний

Впрочем, в Баянаул едут не за сервисом. Природа – вот главный магнит для туриста. Сюда приезжают подышать горным воздухом, побродить по многочисленным ущельям и подняться на скалистые вершины. Практически каждый камень здесь овеян сказочными легендами, а то и правдивыми преданиями.

Например, в окрестностях озера Торайгыр – абсолютно уникальные захоронения железного века, в небольшом гроте близ озера Жасыбай когда-то были рунические письмена. Кто, когда и почему их оставил – уже и не узнать, потому что в середине XX века вандалы древние послания полностью уничтожили.

Особо колоритны легенды о здешних местах. Так, например, ущелье ведьм, в котором течет живая вода – умойся из ручья и помолодеешь на несколько лет. Или скала “мужское достоинство”, прикосновение к которой снимает венец безбрачия. А еще есть долина семи холмов, где, загадав желание, надо громко крикнуть. Если эхо вернется семь раз, значит боги точно исполнят задуманное. И, конечно, пещера Коныр-Аулие, где можно вымолить здоровье себе и близким. О чудодейственных свойствах пещеры известно давно. Женщины, которые долго не могли забеременеть, ночевали под сводами пещеры Аулие-Тас. Говорят, помогало. Современные искатели мест силы тиражируют об этом месте и вовсе фантастическую легенду. “Был когда-то в этих местах большой богатый город. Люди в нем жили в мире, согласии и благоденствии. На месте Жамбака были большие сады, а гора с пещерой Аулие-Тас были естественным, словно созданным самой природой храмом, где люди отдавали дань почтения аруахам. Но люди согрешили, и духи на них разгневались.

Из недр земли вырвались огненные потоки, твердая почва заколыхалась, как море в бурю. Когда все утихло, кругом громоздились горы, между ними налились озера, одно выше другого. Воды в них переливались, текли реками и спускались на равнины. Город опустился на дно, и очень-очень редко, несколько раз в десятки тысяч лет, он видится людям сквозь зеркало озерной воды”.

Что-то в этом есть: не секрет, что весь баянаульский оазис – результат извержения вулкана в древности. А хранитель Аулие-Тас уверяет, что духи, охраняющие пещеру, очень древние и строгие. Тех, кто оставляет после себя мусор и сорит словами, пещера может и наказать болезнями и увечьями. Поэтому и не советует он идти к источнику с малолетними детьми, особенно плачущими.

А вообще, здоровым в пещере можно и другие желания загадывать. Это, кстати, основная фишка Баянаула: куда ни пойди – можешь загадывать желание. Залез на гору – загадывай желание, дошел до могилы Жасыбая – бросай камень и загадывай желание. Через пару дней ловишь себя на мысли, что все, что можно, уже загадал и мечтать больше не о чем.

Наверное, в этот момент и надо ехать домой – исполнять задуманное.

АСТАНА

Фото Ризабека ИСАБЕКОВА