Опубликовано: 2500

“Меня использовали” – бывший топ-менеджер БТА Банка об Аблязове

“Меня использовали” – бывший топ-менеджер БТА Банка об Аблязове

В Астане экстрадированный из Турции беглец по делу БТА Банка дал пресс-конференцию. “Меня подставили, использовали”, – заявил на встрече с журналистами бывший заместитель председателя правления БТА Банка Жаксылык ЖАРИМБЕТОВ, восемь лет скрывавшийся за границей.

Пресс-конференция прошла с участием экс-банкира и его адвоката Нурлана УСТЕМИРОВА. В первом ряду сидела группа поддержки бывшего топ-менеджера банка, в том числе родные.

– 17 января я был задержан в Турции пограничниками по поддельному паспорту. Находясь в полицейском участке, обдумал, назвал фамилию, кто я есть, и попросил сообщить в генконсульство РК в Стамбуле. С учетом того, что нахожусь в реестре Интерпола, 20 января я был экстрадирован в Казахстан, 21-го прибыл в Астану, был помещен в следственный изолятор КНБ. Находясь в СИЗО, я почти каждый день общался с супругой, параллельно велась текущая следственная работа. Никто никаких пыток и иных мер воздействия на меня не оказывал, – заявил Жаксылык Жаримбетов, находящийся сейчас под подпиской о невыезде, и добавил, что может раздеться для подтверждения своих слов.

Экстрадированный на родину беглец подчеркнул, что в его задержании нет политики.

– Некоторые люди, в том числе Аблязов (Мухтар, экс-глава БТА Банка, обвиняемый в РК, РФ и Украине в многомиллиардных хищениях из банка и в других преступлениях, всего по 11 статьям. В декабре 2016-го освобожден из французской тюрьмы. – Прим. авт.), и неправительственные фонды, как “Открытый диалог”, пытаются с этого заиметь какие-то дивиденды, вбросы в СМИ делать, пытаются излишне политизировать эту ситуацию. Моя позиция – никакой политики здесь нет, и делают они это из личных соображений, ко мне никакого отношения не имеют, – сказал бывший член команды Аблязова.

С октября 2012 года, по словам Жаримбетова, он не контактировал с беглым олигархом.

– Я приехал в Англию, по его настоянию, кстати. Чужой город, никого не знаю, понятно, что к нему пошел. Потом начались гражданские суды, прочее, мы вынуждены были все равно вместе держаться, потому что иск был предъявлен в том числе в отношении меня. Содержать юристов для меня было дорого, поэтому был вынужден в его канве двигаться. В 2012 году, когда суды закончились, я перестал дальше общаться – не было необходимости, – рассказал экс-банкир.

На вопрос о том, почему скрывался за рубежом столь длительное время, беглец ответил, что “было ощущение, что никто не будет разбираться, всех подряд будут сажать”:

– Страх преобладал, прежде всего, не за себя, а оттого, что моя семья может оказаться без поддержки, опоры. Я, в принципе, человек не трус… Элементарная боязнь, мы же не знаем, говорят, что чуть ли людей не режут, пытают, прочие вещи делают. Естественно, мы боялись, и я боялся. Определенное влияние оказывал сам Аблязов – ему было невыгодно, чтобы я сюда приехал.

В основном Жаримбетов, по его собственному признанию, находился в Англии:

– Имею действующий политический статус – убежище, потом некоторое время был в Европе, в Турции. По поводу существования – понятно, помогали в том числе люди Аблязова, сам он. Мои личные накопления были – я же бизнесом с 1989 года занимаюсь, до банка был состоятельным человеком, поэтому мне было на что жить. А особняков в Лондоне, как писали СМИ, не имею.

А на вопрос, считает ли себя пострадавшей стороной, Жаримбетов ответил двояко:

– И да и нет. В части, что я оказался в этой ситуации, считаю – меня подставили, использовали – в этой части я пострадавший. А в части того, что меня никто не заставлял, к виску никто пистолет не приставлял, какие-то действия делал осознанно – потому что считал, что работаю на банк, и искренне верил, что делаю это правильно, и банк от главных акционеров не отделял. Но, к сожалению, имеем, что имеем – оказалось, были произведены действия мошеннического и иного свойства. В этом отношении, конечно, я виновен – как участник этого процесса. Я признаю процессуальную норму, свою вину в том отношении, что я в этом процессе участвовал, но обстоятельства были соответствующие, разные. Я же наемный менеджер, и руководством, акционерами банка ставились задачи. Какие-то действия были нарушением процессуальных норм Национального банка и прочих вещей. Конечно, мы это делали осознанно, но мы считали это нормальной практикой ведения бизнеса в Казахстане. Мы считали, что это все делают. Я никого не обманул, ни в чей карман не залез, – ответил Жаксылык Жаримбетов.

Сумму заработанных в команде Аблязова денег спикер затруднился назвать.

– Сложный вопрос. Зарплата, бонусы. В 2000-х годах топ-менеджменту банка в Казахстане неплохо платили, может быть, несколько миллионов долларов. В зависимости от решения суда и моих возможностей, конечно, буду это делать (возвращать) деньги.

Адвокат экс-банкира отметил, что по факту хищений ущерб причинен банку, а не государству. Называть конкретную сумму, фигурирующую в деле его подзащитного, правозащитник не стал.

– Когда обвинения предъявляются конкретной группе лиц, то сумма одна на всех делится… Поэтому она во всех уголовных делах прослеживается. Мой подзащитный подозревается по трем статьям старого Уголовного кодекса РК: 176 (присвоение или растрата вверенного чужого имущества), 177 (мошенничество), 235 (создание и руководство организованной группой в целях совершения одного или нескольких преступлений, а равно участие в ней). За

8 лет много уголовных дел прошло, и по каждому определялась роль каждого. Сейчас мой подзащитный оказывает содействие органам следствия, – сообщил Нурлан Устемиров.

Сам Жаксылык Жаримбетов добавил:

– Не буду скрывать – сотрудничаю со следствием, хочу внести ясность во все вопросы, которой пока нет. Это поможет в первую очередь мне самому и тем людям, которые уже были осуждены, тем, кто до сих пор за границей в бегах и которые еще могут пострадать, тем, кто здесь до сих пор под следствием. Никуда не собираюсь убегать, я устал уже бегать. Зачем мне быть изгоем где-то в чужой стране. Я буду здесь. Точку поставит суд, и его решение я собираюсь достойно принять, – заявил Жаксылык Жаримбетов.

В случае благоприятного исхода дела бывший топ-менеджер банка намерен заниматься бизнесом:

– Я ничего другого не умею делать. Как патриот страны, возможно, если будет необходимость, если кто-то пригласит – буду участвовать в политической жизни страны, чтобы хоть какую-то пользу приносить обществу.

– Партию создадите?

– Нет, я не это хотел сказать, ни в коем случае. Если пригласят на работу с учетом моей истории, то готов помогать. Я никогда не занимался политикой, конечно, интересуюсь, но в партиях не состоял. Я родом из глубинки, окончил казахскую школу, сильно привязан к своей стране. А Аблязов, на мой взгляд, не привязан, он космополит. Если что-то делал, то исходя из личных интересов, в том числе банк, сотрудники, менеджеры, мне кажется, были инструментами. Если человек одержим властью, что я могу сказать? – задался риторическими вопросами Жаримбетов, пишущий сейчас книгу.

К слову, адвокат экс-банкира попросил для своего клиента охрану.

– Есть основания полагать, что со стороны Аблязова могут быть предприняты какие-то меры, – завершил пресс-конференцию Нурлан Устемиров и удалился вместе с подзащитным в миграционную полицию.

– В уголовном деле должно быть удостоверение личности. От казахстанского гражданства Жаксылык Жаримбетов не отказывался, а значит, должно быть удостоверение, – сообщил “КАРАВАНУ” адвокат.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи