Опубликовано: 1900

Медных дел мастер

Медных дел мастер Фото - Тахир САСЫКОВ

Почетный металлург СССР, заслуженный ветеран Балхашского медеплавильного завода Камза Серикбаевич ТЫНЫШБАЕВ впервые ступил на берег самого большого в Казахстане озера в далеком 1960 году.

И с тех пор вся его жизнь неразрывно связана с городом, сердцем которого является медьзавод. Здесь, начав трудовой путь простым плавильщиком, он дорос до начальника производственно-технологического отдела. Здесь завоевал признание и уважение не только коллег, но и, без преувеличения, всего города. Здесь он написал книгу своей жизни – “Судьбы Балхашская орбита”…

– Я приехал сюда выпускником 58 лет назад – 2 сентяб­ря 1960 года, – вспоминает Камза Серикбаевич. – Приехал с семьей: с молодой женой и новорожденной дочерью. Устроившись работать на медеплавильный завод, застал металлургов, которые выдавали первую балхашскую медь. Слышал их рассказы о том, как нелегко создавался горно-металлургический комбинат, и поражался героизму этих людей – энтузиастов. В тяжелейших климатических условиях, живя в землянках, в бараках, они по кирпичику закладывали фундамент будущего промышленного гиганта.

Технология, которая применялась для выплавки первой балхашской меди, по словам аксакала, в корне отличалась от современной.

– Начав работать на заводе, я застал технологию, по которой плавили первую черновую медь в 1938 году. Оборудование, как вы понимаете, там было другим. Уже в послевоенные годы старая технология перестала устраивать кого бы то ни было в мире, и в Балхаше также начались поиски новаторских методов выплавки металла. Как раз в те годы, когда я сюда приехал, началась реконструкция завода.

Старожил Балхаша считает, что одной из самых значимых вех в истории градообразующего предприятия стало объединение медных и молибденовых рудников, обогатительных фабрик с медеплавильным заводом в одно уникальное предприятие – Балхашский горно-металлургический комбинат.

– Как вы, наверное, знаете, – продолжает рассказ Камза Серикбаевич, – геолог Сатпаев Каныш Имантаевич открыл одно из трех крупнейших в мире Улытау-Джезказганское меднорудное месторождение, после чего началась активная добыча ценного металла. Отрабатывалось Коунрадское месторождение, и жезказганский концентрат начал массово поступать на Балхашский медьзавод.

По воспоминаниям ветерана медеплавильной промышленности, именно в те годы, когда комбинат начал перерабатывать богатый медью жезказганский концентрат, он и стал флагманом цветной металлургии Советского Союза, достигнув самых больших в своей истории объемов производства.

– В те годы, когда БГМК производил львиную долю отечественной меди, он был награжден орденом Ленина. А после 1967 года стал гордо именоваться Балхашский ордена Ленина горно-металлургический комбинат имени 50-летия Октябрьской революции. Это были годы пика комбината. Будни и праздники медного города

Но в 1971 году в Джезказгане было запущено медеплавильное производство, и весь богатый жезказганский концентрат стал перерабатываться на месте. В Балхаше к переработке осталось только бедное сырье.

– Наше оборудование, хотя оно было модернизированным по тем временам, все же стало неэффективным для переработки обычного бедного сырья. Одновременно здесь было открыто Саякское месторождение, но оно не удовлетворяло потребности Балхашского медьзавода в богатом концентрате. И тогда начался поиск новых технологий.

Камза Серикбаевич оживляется, когда рассказывает о том, как шли испытания целого ряда новых технологий.

– Мы пытались применять кислород во всех видах процесса, но нужного результата так и не добились. И тогда один из бывших директоров комбината Владимир НАГИБИН за четыре года провел испытания совершенно нового процесса, который до сих пор обеспечивает устойчивую эффективную работу металлургов Балхаша и благополучие всего города. Этот процесс – плавка в жидкой ванне.

Но новаторский метод в производство был внедрен лишь десятилетие спустя – в 1985 году.

– С тех пор прошло уже почти четыре десятилетия, – качает головой ветеран. – За это время сменилось не одно поколение металлургов. Развал единой народно-хозяйственной системы СССР повлек за собой не лучшие времена и для Балхашского завода. Но в 1997 году сюда пришли новые собственники. И, надо сказать, правильно сориентировались. Корпорация “Казахмыс” взялась за внедрение в полном объеме новаторского процесса. Производство было подготовлено к тому, чтобы полностью перейти на плавку в жидкой ванне.

Все описанные Камзой Серикбаевичем события изложены им в книге “Судьбы Балхашская орбита”, которая в июне этого года вышла из типографии.

– С 1997 года я – пенсионер, и стороннему человеку может показаться, что живу в отрыве от производства, – говорит он. – Но в одном из разделов своей книги, который называется “Взгляд со стороны”, я показываю, насколько все изменилось, – начиная с внешнего вида завода и заканчивая самой технологией. Это как телега и космический корабль.

Да и техника безопасности на предприятии, по словам ветерана, вышла на совершенно новый уровень.

– Посмотрите, какая чистота на территории, как всё закрыто от посторонних, кругом охрана сопровождает груз. Раньше была пыль по колено, а сейчас кругом асфальт. Это всё достижения.

Старожил Балхаша уверен: грядущая модернизация еще больше преобразит завод.

– Станет реальностью безотходное производство, рафинированную медь будут получать в тех же агрегатах, где сейчас производят черновые заготовки, – мечтает он. – И пусть это перспективы не завтрашнего дня, но при грамотном управлении и научном подходе они обязательно будут внедрены на Балхашском медеплавильном заводе.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Ерлан 03.02.2020

Комментарий удален