Опубликовано: 1500

Маэстро довел публику до слез

Маэстро довел публику до слез

В Алматы открылся фестиваль музыки Петра Чайковского. Фееричный задел положили специально приглашенные гости – выдающийся пианист Андрей Гаврилов и дирижер Ваг Папян.

Большой поклонник нашего города Андрей Гаврилов оказался в сложнейшей ситуации. Он прилетел сюда за день до концерта. Причем путь из США, где он выступал перед нобелевскими лауреатами, в Алматы сопровождался пересадками в Цюрихе и Москве. Про сон, естественно, можно было забыть. Но, несмотря ни на что, выступление Андрея Гаврилова стало мощнейшим событием по накалу пианистических страстей…

Более двадцати лет он уже “не наш”. Победа на престижнейшем конкурсе Чайковского и признание публики по всему миру открыли для Гаврилова многие границы. Но даже в Европе он не сидит на одном месте и живет то в Англии, то в Германии, то в Швейцарии. Собственно, отсутствие привязанностей к какой-либо национальной культуре слышно даже в том, как урожденный москвич играет самых что ни на есть русских авторов. Если трактовка исполненного им в Алматы более полугода назад Третьего концерта Рахманинова не вызывала особых вопросов, то с фортепианным концертом Чайковского, композитора XIX века и, более того, одного из родоначальников русской классической музыки, было все неоднозначно.

Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Чайковского – это вообще первый российский концерт, точка отсчета. Но пропущенное сквозь мощную призму личных гавриловских переживаний, это произведение, в особенности первая часть, просто поразило космополитичностью прочтения известнейшего сочинения. Там, где Петр Ильич писал жизнеутверждающую музыку, Гаврилов со страстным драматизмом рождал каждую ноту и покрывал все такими густыми красками, что в воздухе пахло даже не пресловутой русской тоской, а вненациональной, самой что ни на есть вселенской. С самых первых знаменитых аккордов солист ожесточенно набросился на инструмент, да так и “проборолся” с ним вплоть до второй части. В ней открылась совершенно иная, но опять же не русская музыкальная картина. Маэстро позволил себе поиграть в неведомый Чайковскому импрессионизм и исполнил этот кусок в духе Дебюсси, на полутонах и тонких всплесках еле уловимой музыкальной фактуры.

За финал концерта оркестр и солист принялись дружно. И вот где наступило долгожданное просветление. При всей “оригинальности” трактовок Андрея ему ни в коей мере нельзя отказать в том, что он выдающийся мастер. На всеобщем подъеме – публика ревела, оркестранты тоже были в шоке от увиденного – Гаврилов сыграл его любимые номера на бис: пару ноктюрнов Шопена и раннее произведение Прокофьева “Наваждение”.

Второе отделение концерта продолжило масштабную тему в творчестве Чайковского. Симфония номер пять в исполнении Государственного академического симфонического оркестра Республики Казахстан, которым руководил израильский дирижер Ваг Папян, – как раз то произведение, где нашлось место тревогам, сомнениям и внутренней борьбе композитора.

Папян – опытный музыкант. Он возглавляет симфонический оркестр в Израиле и дирижирует некоторыми постановками в санкт-петербургском Мариинском театре. Маэстро нашел подход и к алматинским музыкантам.

Но в ближайшее время алматинцам предстоит еще одна встреча с Вагом Папяном. 19 апреля он будет стоять за пультом во время концерта еще одного давнего друга нашей филармонии – превосходного российского виолончелиста Дениса Шаповалова.

Артем КРЫЛОВ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи