Кто заставил плакать Актоты Раимкулову? - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+21 °C
Алматы
2024 Год
6 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто заставил плакать Актоты Раимкулову?

Кто заставил плакать Актоты Раимкулову?

“Когда захотите роптать на судьбу, посмотрите фильм “Девушка и море”, – сказала одна из первых зрительниц этой социальной драмы, музыкант и общественный деятель Дана МЕИРБЕКОВА после премьеры.

  • 8 Ноября 2019
  • 7162
Фото - Caravan.kz

Работа двух режиссеров – Азизжана Заирова и Мухамеда Мамырбекова – рассказывает о судьбе девушки Асель. Несмотря на неизлечимую болезнь (у нее ДЦП), она готова выдержать любые испытания ради того, чтобы стать матерью. Доктора один за другим отказывают ей, а она все равно надеется…

В основу картины легла реальная история из жизни подопечной реабилитационного центра “АРДИ” (Ассоциация родителей детей-инвалидов) Динары Шариповой. Премьера прошла с аншлагом в пяти залах. Путь к зрителю у ленты был долгим – целых семь лет. Динара Шарипова, исполнительница главной роли, успела за это время окончить Московский институт экономики и финансов и сделать карьеру в банке “Capital Bank Kazakhstan”. Съемки, равно как и премьера, состоялись благодаря вмешательству высокопоставленного чиновника.

– Актоты Рахматуллаевна РАИМКУЛОВА оказалась первой, кто поддержал проект “Девушка и море” на официальном уровне, когда он находился еще в зародыше, – рассказывает Азиз ЗАИРОВ. – Сначала свою картину из-за того, что не могли найти финансирование, мы пытались снять частным способом. Очень многие обращались в разные организации. Среди них была и директор центра медицинского туризма Халида Садыкова. Она познакомила меня с атташе по культуре посольства Турции. Пообещав при встрече обязательно помочь, дипломат сдержала свое слово. Сцены на Средиземном море появились благодаря поддержке турецкой стороны, обеспечившей перелет съемочной группы и актеров в Анталью и проживание в отеле. Но сняли мы там максимум 5 сцен, и то на обычный фотоаппарат. Вернувшись домой, пробовали снимать недостающие сцены на Капшагае и Сайране. Потом пытались собирать деньги по краудфандингу – вышли в социальные сети и попросили народ помочь. Наивные, мы думали, что сможем снять свой фильм за 30 тысяч долларов, хотя на полнометражную картину требуется в разы больше. Но даже этих денег не нашли: у нас количество населения маленькое, такие средства собрать нереально.

К 2014 году за нашими плечами было несколько лет беготни по потенциальным спонсорам, походов к президенту “Казахфильма”… Всюду культурно отфутболивали. Спонсоры, любезно отказывая, говорили, что в статье их расходов на благотворительность социальное кино не предусмотрено. Тогдашний президент “Казахфильма” Ермек Аманшаев четыре года кормил нас обещаниями: не отказывал в приемах, внимательно выслушивал – и на этом все заканчивалось. За это время мы успели снять малобюджетную картину “Быть или не быть”.
Когда мы попали в департамент культуры министерства культуры и спорта, то уже почти расстались с надеждами закончить когда-нибудь картину “Девушка и море”. Тем отраднее был оказанный там человеческий прием. Мы приехали с большой презентацией. Показали начальнику департамента Актоты Раимкуловой трейлер будущей картины, фотографии актеров, рассказали историю каждого из них. Очень тронула ее судьба Динары Шариповой. Увидев ролик, где девушка вышивала ногами свои картины, Актоты Рахматуллаевна, как, наверное, и любой человек на ее месте, не смогла скрыть слез.

Здесь же, в ее кабинете, показали фрагмент из первой нашей картины “Быть или не быть”. В итоге почему-то так получилось, что не мы, просители, а она благодарила нас за то, что помогли ей увидеть за бумагами-прошениями большую человеческую проблему.

— Ребята, я вам обязательно помогу , – сказала, помнится, будущий министр культуры и спорта.

Вообще, любое кино снимать тяжело, но социальное – вдвойне. У нас особые актеры, поэтому наши фильмы требуют гораздо больше усилий и времени. По трудовому законодательству люди с особыми потребностями не могут работать больше шести часов, а они пахали в два раза больше. То есть получается, мы нарушали закон, но наш календарный постановочный план рассчитан был всего на полтора месяца, а мы и так на полмесяца перебрали этот регламент. Спасло нас то, что мы были услышаны на официальном уровне.

Смогли бы мы снять кино без такой поддержки? Не могу гадать, но одно знаю точно – нам пришлось бы очень тяжело. У нас ведь как? Пока чиновник высокого ранга не начнет лично заниматься проблемой, работа часто не сдвигается с места. Нам еще повезло и в том плане, что, кроме будущего министра, на помощь пришла еще и международный продюсер Анна Качко. Она организовала “круглый стол” по социальному кино во время кинофестиваля “Евразия”.

В общем, на встречи с хорошими людьми нам повезло. Фильм уже был снят, когда наша семья в сентябре этого года случайно встретилась с министром культуры и спорта республики в Музее имени Кастеева. Актоты Рахматуллаевна подошла к нам сама. Тепло поздоровавшись, спросила про дальнейшую судьбу картины, пообещала содействие в прокате. Дала понять, что, заступив на пост министра, хочет перемен в лучшую сторону в сфере кино, культуры, спорта.

И, судя по всему, держит слово. Недавно пришла отрадная новость: государство в лице министерства культуры и спорта будет выделять финансирование на тифлопроект – адаптацию фильмов для незрячей аудитории. Я лично, как учредитель общественного фонда “Асау-Ат”, и центр “АРДИ”, инициировавшие этот вопрос, можем гордиться победой.

Но самое главное – мы всем доказали, что социальное кино можно и нужно снимать с помощью государства. Сейчас переговоры ведем насчет проката “Девушки и моря”. Состоится ли он? Мы постараемся, но не будем забывать – социальное кино есть социальное, а наш зритель давно отвык от серьезных картин. Хотя опять же на премьере первые зрители говорили, что наш фильм смотрится легко, несмотря на тяжесть поднимаемых проблем.

Сейчас мы подали в центр поддержки национального кино при министерстве культуры и спорта на повторный питчинг заключительную серию трилогии “Безграничные возможности” – “Мама, я живая” (первая – “Быть или не быть”, вторая – “Девушка и море”). Конкурс ожидается серьезный. Если нас поддержат, со следующего года приступим к съемкам картины.

Я уверен, что такое кино нужно обществу. Если бы это было не так, то на недавней премьере “Девушки и моря” (30 октября) не было бы ажиотажа. Фильм проходил в пяти кинозалах торгового центра “Forum Almaty”, и все равно яблоку негде было упасть. И все, особенно мамы особых детей, узнав, что это вторая часть трилогии, спрашивали, когда же появится кино, где будет рассказываться о них, о мамах. Они ждут наше кино…

АЛМАТЫ