Опубликовано: 2600

Кредит для сельского хозяйства

Кредит для сельского хозяйства Фото - Владимир БАХУРЕВИЧ

Накануне Нового года цены на фрукты и овощи подскочили.

В Астане килограмм огурцов стоит до 1 300 тенге, помидоров – до 800 тенге, груш – 500–700. О том, почему местные огурцы стоят дороже заморских бананов, когда аграрный сектор станет самодостаточным и как государство поддерживает отечественных фермеров, “КАРАВАНУ” рассказал председатель правления АО “Аграрная кредитная корпорация” Нармухан САРЫБАЕВ.

– Какие задачи выполняет Аграрная кредитная корпорация?

– В начале 2000-х годов, когда была создана Аграрная кредитная корпорация, основной ее задачей было создание и развитие сети кредитных товариществ. Сами кредитные товарищества – это объединения сельхозпроизводителей, которые консолидируются, чтобы совместно занимать средства, управлять ими, погашать. Это мини-банк в сельской местности, но созданный самими фермерами.

Сегодня Аграрная кредитная корпорация – это институт развития, через который осуществляется финансирование АПК как через филиальную сеть, а их 16 по республике, так и через фондирование финансовых институтов наших партнеров – кредитные товарищества, банки второго уровня, лизинговые компании и микрофинансовые организации.

Мы планируем, что до конца года наш ссудный портфель достигнет 365 миллиардов тенге, а количество наших заемщиков достигнет 18 600, что на 20–25 процентов больше, чем в прошлом году.

Мы ожидаем, что те проекты, которые мы профинансировали, дадут хороший эффект в производстве продукции.

– Если у нас с кредитованием все так хорошо, то почему местные огурцы стоят дороже, чем импортные бананы?

– Необходимо учитывать сезонность, есть определенные спекулятивные колебания, а также предновогодний ажиотаж.

– Но ведь цены на огурцы-помидоры выросли задолго до Нового года…

– У нас еще не закрыта зависимость от импорта плодово-овощной продукции, соответственно цены зависят и от курса валюты. Когда мы обеспечим достаточный объем отечественной продукции в 70–80 процентов от уровня потребления, тогда импорт уже не будет так влиять. Глава Аграрной кредитной корпорации: компетенция сотрудников цонов вызывает сомнение

Например, в текущем году мы профинансировали 16 теплиц общей площадью 45 гектаров. Большая часть из них уже производит продукцию, остальные начнут производство в первом полугодии 2019-го, что даст дополнительно 23 тысячи тонн овощной продукции. Кроме этого, профинансировано 12 садов, которые в перспективе дадут около 40 тысяч тонн продукции.

– Как влияет курс доллара на цены местных овощей и фруктов?

– Когда мы закладываем сад, саженцы берем из-за рубежа. Сетка, капельное орошение зарубежные. Финансируя эти проекты, мы должны идти опережающими темпами: больше теплиц, больше садов, чтобы обеспечить себя. Допустим, сельхозпроизводитель вложил 10 миллионов тенге, купил на них зарубежную технологию, теперь у него себестоимость зафиксирована. Она зависит от этих базовых инвестиций, и завтра, когда мы построим большую сеть теплиц, садов, получим тенговую себестоимость, которая не будет уже зависеть от курса доллара. Нам нужно создать эту критическую массу.

– Сколько времени должно уйти на то, чтобы крестьянские хозяйства в стране заработали в полную мощь, чтобы аграрный сектор твердо встал на ноги?

– По некоторым направлениям мы уже достигли достаточного уровня. По яйцу и по ряду овощей мы практически на 100 процентов себя обеспечиваем. За счет программы “Сыбага” поголовье крупного рогатого скота за десять лет должно увеличиться на 1 миллион голов. Программа рассчитана на фермеров, намеревающихся заняться скотоводством.

Мы финансируем фермеров в первую очередь на приобретение маточного поголовья из-за рубежа, так как поголовья внутри страны недостаточно, его необходимо увеличивать.

Условия по данной программе привлекательные: мы даем кредиты на 15 лет под 4 процента с учетом субсидирования. Это очень доступные долгосрочные кредиты. Сейчас у нас действует 20 тысяч фермерских хозяйств, а благодаря госпрограмме в течение десяти лет должно быть создано 100 тысяч фермерских хозяйств.

– Как решается проблема залогового имущества?

– Мы стараемся быть гибкими в отношении залоговой политики, подстраиваемся под потребности отрасли. Например, при финансировании фермеров на завоз скота сам приобретаемый скот становится залогом. Дополнительно принимаются скважины, дом чабана, пастбища и т. д. Плюс к этому фермер может уменьшить свою кредитную нагрузку.

Допустим, телочка стоит триста тысяч тенге. Из них государство готово просубсидировать 25 процентов. Соответственно сумма кредита сокращается на четверть. Все это вкупе значительно облегчает нагрузку на фермера.

В этом году мы запустили акцию “Выгодное погашение”, позволив тем, кто имеет просрочку, погасить только основной долг. В результате 57 заемщиков погасили долг в 226 миллионов тенге, а 19 миллионов тенге пени-штрафа мы списали. В следующем году планируем продолжить эту акцию.

А еще хотим запустить процесс онлайн-кредитования на весенне-полевые работы. Заявку можно будет подать на портале qoldau.kz.

В “личном кабинете” будет отражаться информация о том, на какой стадии находится заявка и какая у нее перспектива.

Система облегчает сбор данных. От сбора информации на бумажных носителях мы полностью уйдем. Пилотный проект планируется запустить уже в январе, сейчас выбираем регион, а после этого намереваемся автоматизировать все наши кредитные продукты на этой платформе.

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи