Коронавирус впечатывается в мозги: как COVID-19 превратился в нейтронное оружие - Караван
  • $ 487.37
  • 532.94
+10 °C
Алматы
2024 Год
12 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Коронавирус впечатывается в мозги: как COVID-19 превратился в нейтронное оружие

Коронавирус впечатывается в мозги: как COVID-19 превратился в нейтронное оружие

Всемирный банк почти сравнил пандемию COVID-19 с нейтронным оружием: вирус не тронул здания, заводы и инфраструктуру, но при этом крайне негативно отразился на здоровье миллионов людей и сорвал обучение наших детей. И это грозит небогатым странам гуманитарным кризисом.

  • 23 Ноября 2020
  • 1350
Фото - Caravan.kz

Все мы считаем, что главный ущерб от нынешнего кризиса понесла экономика: люди потеряли работу, заводы встали, самолеты не летали, рестораны и кинотеатры закрыли, как и развлекательные центры и парки. Нет движения денег – нет развития – нет доходов. Только в Казахстане 3 миллиона человек подали на пособие от государства.

Однако, несмотря на все эти трудности, сегодня становится ясно, что настоящие потери мы будем считать лет через 10–15, когда вырастут дети, недоучившиеся в школах, и начнут умирать люди, которым вроде бы еще жить да жить.

Коронавирус ударил по человеческому капиталу. Всемирный банк рассматривает его как основной актив любого государства. Во всех странах мира, и в Казахстане в том числе, есть очень четкая привязка между тем, какое образование получил человек, состоянием его здоровья и сколько он зарабатывает.

Этот индекс измеряет человеческий капитал, которым ребенок, рожденный сегодня, может обладать к совершеннолетию. Там всего 5 показателей: вероятность выживания до 5 лет, ожидаемая продолжительность обучения детей в школе, оценки по единому экзамену как показатель качества обучения, выживаемость взрослого населения (доля доживших до 60 лет из числа достигших 15-летнего возраста) и процент детей, не имеющих задержек в развитии. Сегодня все эти показатели значительно упали. Насколько? Пока неизвестно. Но есть примерные прикидки.

Предполагается, что спад 2020 года приведет к росту бедности во всех странах Европы и Центральной Азии.

По оценкам банка, при черте бедности в 3,2 доллара в день, в категорию малоимущих в развивающихся государствах региона могут пе­рейти еще 2,2 миллиона человек. Если брать черту бедности в 5,5 доллара в день, которая обычно используется для стран с уровнем доходов выше среднего, то цифра может достичь 6 миллионов человек.

Восстановление экономики начнется только в 2021 году. Но оно не будет таким быстрым. Всего на 1,1–3,3 процента в год – в зависимости от продолжительности пандемии, наличия и доступности вакцины и того, как быстро встанет на ноги торговля. Следовательно, бедность будет сдерживать экономику еще долгие годы.

Из-за пандемии нарушился график обучения школьников. Резко увеличилось число детей, не посещающих учебные заведения. Коронавирусный кризис может отрезать многих из них от образования навсегда. Особенно из бедных слоев населения.

По данным Всемирного банка, в марте 2020 года почти все страны региона полностью закрыли школы и детские сады, пытаясь увеличить социальное дистанцирование и предотвратить распространение инфекции. Количество потерянных учебных дней варьирует от 38 (в Дании) примерно до 121 (в Азербайджане). В Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане из-за пандемии было потеряно 108 учебных дней. Есть страны, где школы не работали дольше: Болгария (118 дней), Чехия (112), Грузия и Италия (120).  Если у школьников не будет домашней работы, то мы потеряем это поколение — эксперт

Закрытие школ приводит к тому, что дети усваивают меньше учебного материала и теряют ранее приобретенные знания и навыки. Приостановка программ школьного питания также может привести к снижению производительности в долгосрочной перспективе, поскольку недоедание в раннем возрасте может ограничить способность к обучению.

Американский университет Хопкинса считает, что число инфицированных COVID-19 в мире уже больше 54 миллионов. Из-за инфекции погибло более 1,3 миллиона человек. То есть продолжительность жизни тоже резко упала.

Помимо непосредственного воздействия сбой в системах здравоохранения может вызвать ухудшение состояния здоровья населения в будущем. Во время вспышки лихорадки Эбола в Западной Африке в 2014–2015 годах на затронутых эпидемией территориях люди меньше обращались к врачам за помощью, включая родо­вспоможение, стационарное лечение малярии и вакцинацию. Это привело к росту заболеваемости, смертности и сокращению ожидаемой продолжительности жизни. Во время эпидемии атипичной пневмонии 2003 года на Тайване и в Китае количество амбулаторных приемов сократилось на треть. Эта тенденция формируется и сейчас.

Но особенно пандемия может отразиться на здоровье жителей стран, сильно пострадавших от COVID-19, например, Кыргызстана, Таджикистана, Молдовы.

Всемирный банк дает рецепты выхода из возможного гуманитарного кризиса и отмечает, что прежде всего странам необходимо модернизировать систему среднего школьного образования, увеличить длительность обучения, создать возможность детям ходить в детские сады, подключить всех школьников к сети Интернет, чтобы они могли учиться хотя бы дистанционно. Обеспечение высокого качества общего образования для всех детей должно быть главной задачей государства.

Алматы