Опубликовано: 5300

Кому выгодно убить посредника и как это ударит по стоимости товаров в Казахстане

Кому выгодно убить посредника и как это ударит по стоимости товаров в Казахстане Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Сколько стоят сегодня огурцы-помидоры на рынке? Да как мясо! Минимум 800–1 000 тенге за кило.

Мы ругаем цены, тем не менее берем овощи. Потому что свежую зелень есть надо. Это полезно для здоровья. И каждый раз, когда взвешиваем новый пакет с помидорами, ругаем злодеев-спекулянтов, которые наживаются на таких простых вещах, как овощи.

Недавно мне пришлось побывать на “круглом столе”, где обсуждались варианты помощи агропромышленному комплексу. Там один представитель аналитической группы пытался понять, будет ли выгодно предприятиям, если установить норму дохода для посредника, процент, выше которого он не прыгнет. Благо дело экономист, отвечавший на это предложение, сразу отверг его. Такие ограничения нанесут только вред и предприятию, и потребителям, сказал он.

Во всех перекосах рынка мы привыкли обвинять одних посредников. Есть простая логистическая задача. Она показывает, что и они могут приносить пользу.

Допустим, есть у нас три крупных торговых дома. Они поставляют продукты в 10 розничных магазинов. Есть такое понятие – стоимость контакта. Это расходы, которые несет торговый дом, чтобы оформить заказ и доставить товар в магазин. Например, это 1 000 тенге.

Если каждый торговый дом обслуживает все магазины сразу, то у каждого из них есть 10 контактов. В сумме – 30 контактов. Итого сумма расходов на всех – 30 тысяч тенге. Эти расходы так или иначе отражаются на ценах на продукты, которые мы покупаем в магазинах.

Вводим в схему одного посредника и замыкаем на него все контакты. У него получается всего 13 контактов – три от торговых домов и 10 к магазинам. Общая сумма расходов в такой схеме уже меньше более чем в 2 раза – 13 тысяч тенге.

Да, рынок получился сложнее, но он эффективнее и дешевле. А значит, расходы на посредника снизили цены в наших магазинах. Если раньше наценку там ставили в 10–20 тенге, то теперь в 5–8 тенге. Выгодно?

Чаще всего посредник – это благо. Это такой современный купец. Если он, конечно, работает в рыночной конкурентной среде, как любят говорить в правительстве. Любой посредник – это смысл рыночной экономики. Важно не только произвести товар, но и продать его. Поэтому работа посредников действует как лакмусовая бумажка: если помогают снижать цены – экономика рыночная и прозрачная, наживаются – экономика однозначно нерыночная…

Что же у нас не так?

Во-первых, посредники – это, как правило, теневой рынок. Закупщики всегда используют наличку для расчета со своими поставщиками. Это удобно для простого крестьянина: отдал товар – получил деньги все и сразу. Это удобно для посредника: расчет налом всегда позволяет добиться скидки на товар. Все вопросы решаются быстро и на месте. Без посредников и перекупщиков казахстанские фермеры разорятся - эксперт

Но это ой как неудобно для налоговиков. Редко какая контора в этой сфере использует безнал, который контролируется. Он используется в основном для расчета с крупными поставщиками. Но большой объем дает небольшую прибыль. Такие сделки дают массу, но используются они в основном для поддержания штанов и репутации.

Большую прибыль дают более мелкие операции. Это как раз закупочная работа. Наличные деньги налоговикам почти не видны.

Во-вторых, для крестьян такая работа тоже не очень интересна. Но у них нет вариантов, как сбывать свой товар: тот, кто вырастил урожай, или отдает закупщику за наличные сегодня, или отдает официальной закупочной компании, часто за безнал, с расплатой потом… “Потом” может тянуться до-о-олго. Так что тут без вариантов.

В-третьих, государство не видит товара, в тени. На том же “круглом столе” хозяин одного из рыбных хозяйств сказал, что по официальным данным среднее потребление рыбы – 5 килограммов на человека в год. Фактическое – по отраслевым исследованиям – 10 килограммов. В 2 раза больше. И так, я уверен, по многим продуктам: овощам, хлебу, мясу...

А ведь на основе официальных данных формируется продовольственная корзина. Через нее – государственная социальная помощь. Через данные госкомстата решается, сколько и какую помощь надо оказывать селу.

Всю эту работу государство исполнять не хочет. Почему? Потому, что надо будет вникать, как работает экономика. Это сложно. А для младшего чиновника означает, что это он будет собирать информацию “с земли”, общаться с бабушками и грузчиками на базаре.

Грязное, нудное и малопривлекательное занятие, скажу я вам. О таком мечтал молодой человек с перспективами? Ему легче поднять данные с сайта госкомстата в свободном доступе.

Почему так случилось? Наверное, это кому-то выгодно. Тем не менее посредники дают модель работы системы снабжения. Но кто у нас в стране занимался изучением их опыта?

Вспомните, на базаре не знают, что такое “нет товара”. Товар есть, но по другой цене. Изучение опыта покажет, как можно использовать ресурсы государства, чтобы дать рынку – нам с вами – товар по доступной цене.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи