Опубликовано: 1300

Когда украли замуж

Когда украли замуж Фото - Диана БАЛАЯН

В Алматы представили пластический спектакль на тему воровства невест – “Қыз қуу”. Похищения для принуждения к браку все еще случаются в нашем обществе. Представители современного искусства предлагают свое лекарство по излечению от насилия под маской этой дикой “традиции”.

Пластический спектакль “Қыз қуу” основан на реальных рассказах казахстанских женщин, переживших опыт кражи и принудительного брака. С экрана звучит тревожный женский голос, лицо героини – в тени: “Первый раз счастливой я себя почувствовала, когда умерла моя свекровь, потом – когда умер мой муж, у нас шестеро детей, но я никогда не любила этого мужчину”. Другой голос продолжает: “Апашка легла на порог и сказала, если я через нее перешагну – у меня никогда не будет счастья”. И снова история, полная боли: “Я пошла в магазин за хлебом в домашней одежде, меня затолкали в машину и увезли, я даже не могу вспомнить, что чувствовала. Людей, которые меня везли, я не знала”.

Эти монологи пробирают до мурашек еще до начала спектакля. Режиссер постановки Екатерина ШМОНИНА готовит зрителей стать свидетелями почти бессловесной драмы. Кажется, что хеппи-энда ждать не стоит. Почему в Казахстане так часто похищают невест?

Танцоры рассказывают языком тела историю одного такого похищения. Под ритмы и этнические инструменты казахстанской группы “Bugarabu” на невесту (читай – жертву) надевают платок, который ее буквально душит с первых дней, играется громкая свадьба, но украденная молодая жизнь будет биться в стенах чужого дома, как в тюрьме...

– Я делала выставку, посвященную теме насилия и дискриминации женщин в обществе, – рассказывает Марина КОНСТАНТИНОВА, автор идеи и продюсер спектакля. – Там у меня была яркая история девушки, которую украли, ей эта жизнь не понравилась и она сбежала от мужа. У меня возникло желание рассказать ее историю в форме спектакля, я написала пост в соцсетях, чтобы, у кого есть подобный опыт, поделились. Вы не представляете, сколько человек мне написали. Собрала 18 интервью. Девушки рассказывали, как выбивали окна машин, как плакали, проводили сутки в других домах. Самая ранняя история, которую мне поведали, относилась к 30-м годам прошлого века, а самая последняя случилась в июне. Это были женщины от 18 до 70 лет, и все они поделились примерно похожим опытом.

По словам продюсера, можно сделать как прямой перевод названия спектакля “Қыз қуу” (“Догони девушку”), так и речь идет о том, что воровство невест – это часть общественной игры. Порой между молодыми парнем и девушкой действительно имеет место сговор, но такие истории – в меньшинстве.

И то, что для парней может показаться забавным приключением, игрой в похищение, на деле оказывается физическим и психологическим насилием над женщиной. Травмы от которого, возможно, не заживут никогда.

“Что такое традиция, а что такое насилие, и где между ними заканчивается граница?” – вопрошает автор. Некоторые этих границ не проводят и не осознают, что насилие не может быть оправдано никакими благородными традициями.

“Қыз қуу” создан в рамках программы развития актуального театра в Казахстане (театр, который ставит постановки на актуальные, обсуждаемые темы в обществе) при поддержке Британского совета и фонда “Сорос-Казахстан”. Также скоро в пространстве “Трансформа” будут подняты еще две остросоциальные темы: “30 лет назад моим родителям было 30” режиссера Кати ДЗВОНИК о правах человека на свободу слова, мысли, вероисповедания, самовыражения и “Лисистрата” режиссера Виктора НЕМЧЕНКО по мотивам поэтической трактовки Леонида Филатова одноименного произведения древнегреческого комедиографа Аристофана на темы феминизма, пацифизма, ЛГБТ, прав человека.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Новости партнеров