Опубликовано: 1300

Когда украли замуж

Когда украли замуж Фото - Диана БАЛАЯН

В Алматы представили пластический спектакль на тему воровства невест – “Қыз қуу”. Похищения для принуждения к браку все еще случаются в нашем обществе. Представители современного искусства предлагают свое лекарство по излечению от насилия под маской этой дикой “традиции”.

Пластический спектакль “Қыз қуу” основан на реальных рассказах казахстанских женщин, переживших опыт кражи и принудительного брака. С экрана звучит тревожный женский голос, лицо героини – в тени: “Первый раз счастливой я себя почувствовала, когда умерла моя свекровь, потом – когда умер мой муж, у нас шестеро детей, но я никогда не любила этого мужчину”. Другой голос продолжает: “Апашка легла на порог и сказала, если я через нее перешагну – у меня никогда не будет счастья”. И снова история, полная боли: “Я пошла в магазин за хлебом в домашней одежде, меня затолкали в машину и увезли, я даже не могу вспомнить, что чувствовала. Людей, которые меня везли, я не знала”.

Эти монологи пробирают до мурашек еще до начала спектакля. Режиссер постановки Екатерина ШМОНИНА готовит зрителей стать свидетелями почти бессловесной драмы. Кажется, что хеппи-энда ждать не стоит. Почему в Казахстане так часто похищают невест?

Танцоры рассказывают языком тела историю одного такого похищения. Под ритмы и этнические инструменты казахстанской группы “Bugarabu” на невесту (читай – жертву) надевают платок, который ее буквально душит с первых дней, играется громкая свадьба, но украденная молодая жизнь будет биться в стенах чужого дома, как в тюрьме...

– Я делала выставку, посвященную теме насилия и дискриминации женщин в обществе, – рассказывает Марина КОНСТАНТИНОВА, автор идеи и продюсер спектакля. – Там у меня была яркая история девушки, которую украли, ей эта жизнь не понравилась и она сбежала от мужа. У меня возникло желание рассказать ее историю в форме спектакля, я написала пост в соцсетях, чтобы, у кого есть подобный опыт, поделились. Вы не представляете, сколько человек мне написали. Собрала 18 интервью. Девушки рассказывали, как выбивали окна машин, как плакали, проводили сутки в других домах. Самая ранняя история, которую мне поведали, относилась к 30-м годам прошлого века, а самая последняя случилась в июне. Это были женщины от 18 до 70 лет, и все они поделились примерно похожим опытом.

По словам продюсера, можно сделать как прямой перевод названия спектакля “Қыз қуу” (“Догони девушку”), так и речь идет о том, что воровство невест – это часть общественной игры. Порой между молодыми парнем и девушкой действительно имеет место сговор, но такие истории – в меньшинстве.

И то, что для парней может показаться забавным приключением, игрой в похищение, на деле оказывается физическим и психологическим насилием над женщиной. Травмы от которого, возможно, не заживут никогда.

“Что такое традиция, а что такое насилие, и где между ними заканчивается граница?” – вопрошает автор. Некоторые этих границ не проводят и не осознают, что насилие не может быть оправдано никакими благородными традициями.

“Қыз қуу” создан в рамках программы развития актуального театра в Казахстане (театр, который ставит постановки на актуальные, обсуждаемые темы в обществе) при поддержке Британского совета и фонда “Сорос-Казахстан”. Также скоро в пространстве “Трансформа” будут подняты еще две остросоциальные темы: “30 лет назад моим родителям было 30” режиссера Кати ДЗВОНИК о правах человека на свободу слова, мысли, вероисповедания, самовыражения и “Лисистрата” режиссера Виктора НЕМЧЕНКО по мотивам поэтической трактовки Леонида Филатова одноименного произведения древнегреческого комедиографа Аристофана на темы феминизма, пацифизма, ЛГБТ, прав человека.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи