Опубликовано: 1400

Кимешек – признак замужней женщины

Кимешек – признак замужней женщины Фото - Тахир САСЫКОВ

Как возраст обладательницы кимешека влиял на его декорирование и дизайн, из какого региона Казахстана получен самый уникальный – обо всем этом можно узнать на выставке, посвященной традиционным головным уборам замужних женщин.

На выставке “КИІМНІҢ КИЕЛІСІ – КИМЕШЕК” в Центральном государственном музее РК представлены 14 кимешеков второй половины ХІХ–ХХ вв. и ювелирные украшения к ним. Они из разных регионов Казахстана. Все образцы – из фондов музея. Есть даже головной убор из Синьцзяна. Какие-то из них были сданы неравнодушными гражданами, другие – приобретены музеем.

Самый старинный кимешек, почти с 200-летней историей, – из Карагандинской области, в 1985 году его сдала гражданка Сапахова Ш. Всего известно 16 видов кимешеков, которые носили женщины в Средней Азии, из них больше половины экспонируются на выставке.

– Когда мы только начали изучать эту тему, отобрали 21 образец. Некоторые похожи друг на друга, одного типа, поэтому из каждого региона выбрали самые лучшие. Кимешек – это самый главный головной убор казахской женщины. На его формирование повлияли в первую очередь экологическая обстановка, особенности кочевого и полукочевого образа жизни, – рассказывает Нурсулу ДЮСЕНОВА, руководитель отдела антропологии и этнологии ЦГМ РК, кандидат исторических наук. – Головной убор – маркер морально-этических норм в обществе. Он снаружи выглядит разным, из-за украшений, кроя, но, если проанализировать образцы, которые до нас дошли, их основной принцип создания во всех регионах один и тот же.

Кимешеки из хлопчатобумажной ткани украшали канителью, кораллами, вышивкой, бусинами, орнаментами. Они полностью покрывали голову, волосы, защищали от пыли, песка, при этом сохраняли тепло. Кимешек носился в быту, это повседневная одежда, очень легкая и удобная. К религии этот предмет не имеет никакого отношения.

Верхние тюрбаны были съемными, в основном кимешек носили без них. Молодые замужние женщины предпочитали очень яркие, богато украшенные, с позументами, золотыми нитями, а с возрастом этот предмет одежды становился очень скромным, мог быть декорирован только орнаментами или нитями. Традиция их ношения до сих пор сохранилась в аулах, можно сказать, во всех регионах нашей страны.

В качестве основных источников во время подготовки к выставке использовались научный каталог “Қазақтың дәстүрлі киім-кешегі” (2009 г.) и энциклопедия “Қазақтың этнографиялық категориялар, ұғымдармен атауларының дәстүрлі жүйесі” (2017 г., 1–5 тома). Обе историко-этнографические книги-исследования по национальной одежде в свое время были созданы сотрудниками Центрального государственного музея.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи