Опубликовано: 1700

Хранитель истории

Хранитель истории

Для того чтобы стать историком, достаточно окончить вуз и получить диплом с соответствующей записью в графе “специальность”. А чтобы стать краеведом, нужно всю жизнь положить на алтарь истории родного края.

Так считает человек, которого старожилы Каркаралинска считают настоящим местным краеведом, – Ерлан МУСТАФИН.

Призвание от… предков

Не имея специального образования, но обладая недюжинным упорством в поиске отдельных фактов-пазлов из жизни обитателей здешних мест и в составлении их в мозаику истории Каркаралинска, Ерлан всем сердцем верит: та сила, что движет им, дарована предками.

– Чаще всего дети уже со школьной скамьи тяготеют к каким-то дисциплинам, – рассуждает краевед. – Мне же в школе история была не интересна. Тяга к разгадке загадок прошлых времен пришла совершенно мистическим образом. Однажды во сне я увидел себя в мечети Кунанбая Ходжи (мечеть, построенная отцом Абая Кунанбаева. – Авт.) среди аксакалов – с бородами, в чалмах. Все они смотрели на меня и обсуждали, что со мной делать. Много позже я понял, что аксакалы были духами тех людей, о которых я сейчас пишу. После их благословения я проснулся, и с этого момента какая-то неведомая сила потянула меня на неизведанную стезю.

Мама Ерлана Аманбала Спатыловна никак не могла взять в толк, с чего вдруг ее сын начал все свободное время проводить в обществе местных бабушек и дедушек. А он в разговорах с ними ловил каждое слово, записывал интересные моменты, а после шел в библиотеку, ехал в архив и там, находя подтверждение неизвестным ранее фактам и событиям, радовался так, словно нашел клад.

– У меня была сумасшедшая потребность узнавать исторические факты, – вспоминает Ерлан. – Я засыпал и просыпался с мыслями об этом. А позже выяснил: мой предок со стороны бабушки – Жолдаспай Атажанов – был первым краеведом Каркаралинска. И это его дар или гены проявились во мне.

Первым серьезным исследованием Ерлана Мустафина стала история мечети Кунанбая Ходжи. По крупицам он собирал факты об имамах, служивших в ней. Старожилы помнили имена, но путались в датах. Кто был первым имамом, кто за кем пришел в эту мечеть. Поиски информации он начал со старых документов и закончил тем, что стал находить потомков первых имамов мечети. И вот тогда его по-настоящему затянуло.

По словам Ерлана Мустафина, по сей день историческое расследование о судьбах имамов мечети Кунанбая Ходжи не закончено. А за годы кропотливой работы краеведа историй о людях и событиях накопилось столько, что он смог написать восемь (!) книг.

– Например, не был широко известен факт, что в Каркаралинске находилась в ссылке дочь репрессированного политического деятеля Турара РЫСКУЛОВА. Об этом я узнал от одного из старожилов нашего города. Я стал искать доказательство его утверждению, что в Каркаралинске жила и работала в ветлаборатории Майя Рыскулова. В архиве нашел ее имя в приказах, а после отыскал и саму Майю – в Москве. От нее узнал о трагической судьбе этой семьи, – рассказывает исследователь.

Собранные краеведом факты вошли в одну из его книг. Как оказалось, после расстрела Турара Рыскулова его дочь Майю отправили сначала в лагерь, затем в ссылку в Каркаралинск. После смерти Сталина женщина обрела свободу и уехала в Москву.

Благодаря работе Ерлана Мустафина стали широко известны и каркаралинские страницы жизни Патриарха Московского и всея Руси Алексия Первого, Михаила ПРИШВИНА, Лавра КОРНИЛОВА, Халиуллы БЕКМЕТЕВА, великого Абая КУНАНБАЕВА и многих других известных людей.

“Жди меня” по‑каркаралински

Бескорыстными стараниями Мустафина многие простые люди смогли узнать о своих каркаралинских предках и даже найти их могилы.

– Сейчас люди обращаются ко мне через Интернет, – говорит Ерлан. – Просят найти информацию о своих прадедах, прабабушках. Я стараюсь помочь всем, ведь стремление к своим корням, традициям, ценностям – это то, что делает нас людьми. Так, недавно из Приозерска приехал человек, который искал своего деда. Он знал только имя своего предка – Ауеспай КИЯКОВ, но очень хотел узнать о нем побольше, найти его могилу.

Конечно же Ерлан не смог отказать незнакомцу. Краеведу удалось выяснить, что в свое время Ауеспай Кияков был довольно известным в Каркаралинске человеком, однако найти его могилу оказалось непросто. Помогли знание арабского языка и… духи предков.

– Я пошел на кладбище и перед тем, как приступить к поискам, мысленно обратился к духу Ауеспая и попросил помочь мне. Дальше меня вела словно какая-то неведомая сила. Обходя могилы, я уверенно вышел к гранитной плите, обвел надпись карандашом и увидел начертанное: “Ауеспай Кияков”. Его потомок после этого провел ас (праздник) у меня дома.

Доводилось Мустафину способствовать встрече людей, помочь которым не смогла даже известная телепередача “Жди меня”.

– Как-то ко мне обратился мальчик, который искал свою родную маму, – вспоминает Ерлан. – Он сказал, что писал в “Жди меня”, но там ничем не смогли ему помочь. Я узнал, что мама этого мальчика родила в Семипалатинске двойню – сына и дочь. Отказавшись от детей, она уехала в Каркаралинск. Девочку удочерила семья из Шымкента, мальчика также забрали приемные папа и мама. Но он все время хотел увидеть свою настоящую мать. Мне удалось найти эту женщину, мать и сын встретились после разлуки. Но спустя какое-то время мальчик уехал в Семей, оказалось, что для родной матери он чужой. Увы, не у всех встреч бывает счастливый финал.

Впрочем, грустных историй в “запаснике” Ерлана Мустафина гораздо меньше, чем счастливых. И, вспоминая о них, он снова улыбается.

– А как-то ко мне обратился парижский адвокат. Он искал материалы о своих предках, которые были родом из Каркаралинска. Так вот, ему я помог найти не только материалы, но и дом, где жил его предок. Парижанин приезжал сюда и уехал домой в восторге!

Немного о необъяснимом

Мустафин уверен: каркаралинская земля – место святое. Именно поэтому она дала миру множество известных людей и волнующих тайн.

– 80 процентов великих людей Казахстана конца XIX – начала XX века – выходцы из Каркаралинска, – констатирует краевед. – А название “казахстанская Швейцария” применительно к каркаралинскому оазису меня даже обижает. Мне кажется, нельзя сравнивать Каркаралинск ни с каким, даже самым красивым местом планеты. Он уникален!

В этом с Ерланом согласны многие уфологи и исследователи аномальных явлений с мировым именем. Во многих своих работах они отмечают: Каркаралинск – это место силы, где происходят необъяснимые с точки зрения современной науки явления. Если бы они обратились к каркаралинскому краеведу, то и с ними он мог бы поделиться очень интересными материалами.

– От старожилов, живших здесь в 20–30-х годах, я узнал: даже тогда в Каркаралинске происходили различные мистические явления. Например, перед началом Великой Отечественной войны в небе появились всадники. Это пугающее явление наблюдали многие жители нашего города.

Легенды и мифы о Каркаралинском массиве передаются из уст в уста туристами, что наводняют курортную зону летом. Однако их Ерлан не записывает, хотя многому верит на слово. Ведь сам он неоднократно становился очевидцем, а то и участником паранормальных событий.

– Помню, в первой половине 90-х годов все ученики и учителя нашей школы наблюдали летающую тарелку во дворе, – просто, как об обыденном явлении, повествует краевед. – Это было зимой, во вторую смену. Ближе к вечеру в школе погас свет, в коридорах поднялся шум. Учителя спешно стали отправлять учеников домой. Выйдя во двор, мы увидели, что на уровне окна 45-го учебного кабинета висит… летающая тарелка! Похожая на те, что показывают в фильмах. Позже ученики, занимавшиеся в том классе, рассказали, что НЛО опустилось к окну и ударило по нему лучами. Один из них прожег дырку в стекле. И хотя стекло быстро заменили, многие успели посмотреть и даже потрогать живое свидетельство существования инопланетян.

Сила – в природе

А о своей ночной экспедиции к Чертову озеру – Шайтанколю – Ерлан даже написал в своей книге.

– Шайтанколь всегда пользовался дурной славой у местных жителей, – поделился предысторией краевед. – Я даже находил статью в газете “Омские епархиальные ведомости” за 1905 год, где описывалось, как по просьбе местных верующих священник, приехавший из Омска, решил освятить и переименовать Чертово озеро. Вместе с местными жителями он поднялся в горы и установил крест на камнях. В статье говорится: как только батюшка начал читать молитвы, поднялся ураганный ветер, сбил с ног участников обряда, и они ретировались. Прочитав статью, захотел лично узнать, на самом ли деле происходят эти мистические явления на Чертовом озере.

Краеведу удалось собрать девятерых единомышленников, которые согласились заночевать там.

– До полуночи стояла ясная погода, но после поднялся страшный ветер с дождем, – делится Ерлан. – Мы все спрятались в одной палатке, и тут началось страшное и непонятное. Сначала – голоса животных. Мы точно знали, что, кроме нас, на берегу Шайтанколя никого нет, но слышали мяуканье, хрюканье, вой вокруг палатки. А потом что-то вдруг стало бить нас по головам – по очереди. Перепугались все, особенно девушки. Мы едва дождались рассвета, когда жуть закончилась, и бегом покинули это место. Больше никто из нас девятерых никогда не возвращался на Шайтанколь с ночевкой.

Мистике здешних мест Ерлан собирается посвятить следующую книгу.

– Местные жители рассказывали мне про встречи с йети – снежным человеком, – приоткрыл тайну о ее содержании краевед. – Хочу рассказать о местах силы Каркаралинска. Например, о роднике желаний. Уже не одним человеком доказано, что монетка, брошенная на его дно в сочетании с загаданным желанием, почему-то позволяет этому желанию сбыться в короткое время. Кстати, лабораторный анализ воды из этого родника показал: для того, чтобы она могла называться минеральной, в ее составе не хватает одного микроэлемента.

Об истории и тайнах родного края Ерлан может говорить часами – с любовью и гордостью.

– Я думаю, наш Каркаралинск особенный, потому что здесь люди живут в гармонии с природой. Рождаясь в красоте, впитывая с молоком матери величие гор и лесов, мы неразрывно связаны с нашими истоками. И в этом наша сила.

Караганда

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи