Казахстанские ученые внесли свой вклад в мировое исследование эволюции вируса гепатита В Фото - Искандера ИЛЬДАРОВА

В новой статье в научном журнале “Science” исследователи раскрывают эволюцию вируса с раннего голоцена до сегодняшнего дня.

Исследование, проведенное большой группой ученых со всего мира, в том числе и учеными Казахстана, дает важное представление об эволюционной истории вируса гепатита В.

Результаты исследований подчеркивают пути распространения и изменения вируса, а также неожиданные закономерности и связи с настоящим. Казахстанскими учеными были изучены 360 находок, представляющих древних людей, населявших Центрально-Евразийский регион от эпохи раннего железного века до Средневековья.

Сотрудники лаборатории популяционной генетики Института генетики и физиологии КН МОН РК Ляззат Мусралина и Эльмира Хусаинова под руководством Лейлы Жансугуровой выделили ДНК древних людей и определили наличие в них древних патогенных организмов. Материалы раннего железного века, в которых были обнаружены древние штаммы вируса гепатита B, были взяты из раскопок некрополя “Берель” в Bосточно-Kазахстанской области и некрополя “Акбеит” в Карагандинской области. Как заявляют ученые, найденные штаммы относятся к вирусу, который дожил до наших дней и эволюционировал в редкий генотип. Он, по-видимому, появился недавно, во время пандемии ВИЧ, по причинам, которые еще предстоит понять.

Исследование мировым научным сообществом эволюции вируса гепатита В и вклад казахстанских ученых могут дать ключ к пониманию и нахождению средств борьбы с пандемией COVID-19.

Искандер ИЛЬДАРОВ, Алматы