Опубликовано: 4100

Казахстанские “файлы” культовой фигуры Интернета

Казахстанские “файлы” культовой фигуры Интернета

Россия и весь неравнодушный мир прощаются с Ильей Сегаловичем, сооснователем самого популярного и крупного поисковика в российском интернете “Яндекс”. А у казахстанцев есть свой повод вспоминать об Илье. “Караван” разыскал его учителей и одноклассников по республиканской физико-математической школе. Ее Сегалович окончил в 1981 году с золотой медалью.Еще в прошлом сентябре Илье поставили диагноз рак желудка, а в июле была

обнаружена опухоль в голове. С 25 июля он находился в коме, а через два дня, когда шансов на спасение уже не осталось, был отключен от аппарата искусственного жизнеобеспечения в одной из клиник Лондона.

Успешный старт в Алматы

Не только россияне, но и казахстанцы вправе гордиться Сегаловичем. Ведь рос и учился он здесь – в Алма-Ате. До седьмого класса был учеником средней школы № 54. Затем перешел в знаменитую РФМШ – Республиканскую физико-математическую школу, где и получил аттестат зрелости. Старт этот получился серьезным, ведь Сегалович был не просто победителем школьных и всесоюзных олимпиад, высококлассным специалистом-геофизиком, но и одним из основателей уникальной русскоязычной поисковой интернет-системы “Яндекс”, едва ли не второй в мире после поисковика Google.

Отец Ильи – Валентин Сегалович (род. в 1936 г.) – геофизик, лауреат Государственной премии СССР за открытие на территории Казахской ССР крупнейших залежей хромитов.

Наш бренд

“Караван” разыскал в Алматы людей, знавших Илью Сегаловича, которые поделились воспоминаниями о нем.

Сауле ЖАМИШЕВА преподавала в РФМШ черчение:

– Я действительно помню на своих уроках двух друзей – Илью Сегаловича и Аркадия Воложа, создавших впоследствии “Яндекс”. У меня сложилось такое впечатление, что этих школьников конца семидесятых годов интересовал любой предмет в школе, будь то черчение, математика или физкультура.

– С Ильей лично я знаком не был, – говорит выпускник РФМШ 1980 года Руслан КУСАИНОВ, – поскольку окончил школу годом раньше. Конечно, печально сознавать, что уходят такие выдающиеся люди. С другой стороны, есть внутренняя гордость за то, что учился в школе, выпускники которой достигли таких высот в науке и в жизни. Сейчас многие из них разъехались по разным странам. Кто в Россию, кто в Америку, Канаду, Австралию… РФМШ – для нас это был своеобразный образовательный бренд.

“Литературно-физкультурно-историческая школа”

Елена АГУШЕВИЧ, преподававшая в алматинской РФМШ русский язык и литературу, вспоминает: “Мне так и запомнились Илья Сегалович и Аркадий Волож как два друга. Они учились великолепно, оба окончили школу с золотой медалью. А ведь это непростая была школа. Она давала углубленные знания. Илья в 10-м классе стал победителем Всесоюзной олимпиады по физике. Много читал, и ему было интересно все. Он получал не просто какие-то дежурные пятерки, а именно настоящие знания. Когда ребята перешли в 10-й класс – это был 1980 год, год 100-летия со дня рождения Блока, огромную школьную газету о поэте делал именно Сегалович. У меня сложилось впечатление, что в их тандеме Аркадий был более замкнутым, но очень основательным. Молчит, молчит да и выдаст какую-нибудь блестящую идею. А Илья был очень открытым, жизнерадостным и веселым. А еще он был необычайно красив – смуглый, высокого роста, с зеленоватыми глазами.

– И класс у них был такой заводной, – продолжает Елена Аркадьевна. – На школьных вечеринках ребята часто шутили, что у них “литературно-физкультурно-историческая школа”. А дружбу они сохранили на всю жизнь и встречаются по сей день. В 2006 году Илья приезжал в Алматы на 25-летие своего выпуска.

На информацию о том, что ее ученики сейчас входят в число богатейших людей России и по русской версии Forbes за 2011 год Аркадий Волож – обладатель капитала в 900 миллионов долларов, а Илья Сегалович – в 600 миллионов, Елена Агушевич ответила: “А так и должно быть. Это лишний раз доказывает, что хорошее образование и хорошие мозги – это достойный капитал”.

Воспоминания на всю жизнь

– Самая характерная черта Илюши – это то, что любому делу он отдавался сполна: хоть учебе, хоть спорту, хоть развлечениям, – рассказывает одноклассник Дмитрий ШУБИН. – Сил и энергии у него хватало на многое. У нас были любимая всеми классный руководитель Клара Михайловна Любимова и очень дружный класс. Мы встречаемся до сих пор. На 30-летие нашего выпуска в 2011 году, которое мы отмечали в Санкт-Петербурге, из 33 человек собрались 20. Даже из Англии и Германии приезжали одноклассники. Помню, в 10-м классе на День Советской Армии Клара Михайловна организовала у нас соревнование между двумя командами – мальчиков и их пап. Все маршировали строем, соревновались в умении гладить брюки, чистить картошку, сочинять стихи, рисовать. Причем ни один из пап даже и не думал под каким-либо предлогом отказаться. А на 8 Марта мальчики устроили поздравительное представление для девочек. У нас сохранилось фото этого праздника. На нем в центре на возвышении в роли “Бога” Аркадий Волож, рядом два “архангела” – Володя Горохов и Илья Сегалович. Они зачитывали грехи и благодеяния, совершенные каждой из наших одноклассниц. В итоге, конечно, в ад никто не попал – праздник же, но было весело. А к 16 годам, когда мы стали получать паспорта, то неиспользованные фотографии дарили на память друг другу. И я горжусь теперь, что у меня есть такое фото от Ильи с его автографом.

Не хотелось расходиться

– Любил Илья и подурачиться, – продолжает Дмитрий Шубин. – На переменах в школьном дворе толпа из 30–40 человек часто гоняла крошечный каучуковый мячик – что называется, пар выпускали. Но и после занятий по домам обычно сразу не разбегались, еще часа два-три общались в школе. Расходиться не хотели даже после выпускного вечера, а потом утром все вместе пошли провожать тех, кто уезжал поступать в московские вузы.

Сейчас мне даже не верится, что Ильи Сегаловича не стало. Я вспомнил еще один важный для меня момент: однажды Илья мне и моему брату, можно сказать, спас жизнь. Это было в 9-м классе. Когда мы после футбольного матча в Алматы спускались с трибун Центрального стадиона, мой младший братишка упал, я стал его поднимать. Так Илья сумел на пару секунд остановить огромную надвигающуюся толпу, чтобы нас не задавили. Расставил руки, уперся ногами в ступени. Этого хватило, чтобы мы успели подняться.

Фото из архивов педагогов и одноклассников РФМШ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи