Опубликовано: 1400

Казахстанская экология: выбросы есть, но проблем как бы нет

Казахстанская экология: выбросы есть, но проблем как бы нет

В одной только Восточно-Казахстанской области за прошлый год на экологию было потрачено 3 миллиарда тенге. Но, как уверяют общественники, дышать в регионе от этого легче не стало. Не намного лучше ситуация и в других городах страны. И собравшиеся в Астане на очередную встречу дискуссионного клуба “Paper Lab” эксперты попытались разобраться почему.

ДЫМ ОТЕЧЕСТВА…

Всемирный банк подсчитал, что из-за экологических проблем человечество в 2013 году потеряло до 5 триллионов долларов. Тут и траты на борьбу с загрязнением, и лечение вызванных плохой экологией болезней, и прямые экономические потери… Но что в Казахстане? Во сколько нам обходятся мусор, вредные частицы в атмосфере и прочие побочные эффекты технологий?

Как уверяют независимые экологи, точно ответить на этот вопрос очень сложно: данные о выбросах того или иного предприятия не достанешь, ежедневный мониторинг тоже засекречен.

– Одним из моих запросов к нашему департаменту экологического мониторинга в 2017 году было требование открыть данные о том, сколько средств они тратят на природоохранную деятельность. Почти год мне эту информацию не давали. В принципе понятно, почему: потрачено в 2017 году было более 3 миллиардов тенге, причем целесообразность некоторых трат вызывает большие сомнения, – говорит исполнительный директор ОФ “EcoSem” Арсен КУДАБАЕВ.

В частности, мужчину смутили такие лоты, как “Реализация мероприятий плана по просветительской работе среди населения”, на который выделялось более 22 миллионов тенге.

Тендеры на просвещение и лекции выигрывали частные предприниматели, а на публикацию статей на государственном языке – малоизвестное населению области издание.

Это – данные только по одному региону страны, но что же творится в общем? Специалисты министерства энергетики, а также подведомственного ему Информационно-аналитического центра говорят, что медленно, но верно экологическая ситуация в стране выравнивается: крупные недропользователи постоянно снижают объемы выбросов вредных веществ в атмосферу, а грядущая газификация севера республики сможет хотя бы частично решить проблему смога в городах. Перекрыли кислород: критическая экологическая обстановка складывается в Жамбылской области

ДЫШИ СО МНОЙ

Вместе с тем не надо быть экспертом в экологических вопросах, чтобы заметить расхождения в данных госорганов и независимых организаций.

– У нас есть Казгидромет, который публикует данные экологического мониторинга, и сайт airkaz.org, который тоже отслеживает состояние воздуха в четырех городах страны. И цифры там зачастую совершенно разные: в то время как госорган говорит о благополучной обстановке, частный ресурс ставит красные метки, – с максимальной корректностью заметил модератор заседания социолог Серик БЕЙСЕМБАЕВ.

В госорганах проблему видят, но призывают независимых экологов к профессиональному диалогу.

– Наша организация стремится к тому, чтобы вопросы экологии вышли на передний план, чтобы общественность их поднимала перед природопользователями, перед госорганами. Потому что только в этом случае они начнут решаться, – говорит руководитель управления экологической информации Информационно-аналитического центра охраны окружающей среды МЭ РК Мадина ТАУКЕЛОВА.

Ей, кстати, чуть ли не в одиночку пришлось защищать государство на дискуссионной площадке: представители ни Казгидромета, ни столичного акимата не пришли на встречу. А вопросов к ним было очень много.

– Если в Америке автомобилисты стремятся заплатить все штрафы, то у нас хотят уйти от ответственности. Потому что наши автомобилисты даже не знают, куда уходят их деньги: на дороги, на экологию или еще куда… Нет открытости в этой части! – негодует глава Фонда развития парламентаризма в Казахстане Зауреш БАТТАЛОВА.

Солидарен с ней и президент Международной академии экологии Мусагали ДУАМБЕКОВ, который называет областных акимов князьями.

– Все эмиссии, а это 70 миллиардов тенге, они тратят сами. Одна область потратила на экологию за прошлый год 0,63 процента из тех денег, что ей заплатили недропользователи. Есть области, которые тратят 2 или 3 процента, – говорит он.

В итоге, как уверен эколог, ситуация в стране становится с каждым годом всё хуже.

– Выбросов становится все больше – в Астане вообще невозможно стало дышать. И от того, что мы спрячем голову в песок как страусы, проблемы не решатся. А кто их должен решать? По идее – министерство энергетики. Но не может быть так, что госорган, с одной стороны, ратует за увеличение добычи нефти и так далее, а с другой – этого недропользователя как бы наказывает. В этом самый абсурд! Не может министерство энергетики отвечать за экологию! – уверен Дуамбеков.

Солидарны с ним многие.

ПОДОЙДЕТ ЛИ АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ КАЗАХСТАНУ?

Пока общественники думают, что делать, минэнерго инициировало внесение поправок в Экологический кодекс. И основная задача, которую преследует ведомство, – сделать Кодекс не разрешительным, а охранным. Правда, как признался один из участников рабочей группы, обсуждение идет очень тяжело.

– Мне не очень приятно сидеть в этой рабочей группе: нас, общественников, там очень мало. Зато очень много “экологов” от крупных недропользователей: холеные, в дорогущих костюмах. Все они очень грамотные и, конечно, интересы компаний представляют хорошо. Но надо ведь и про общество не забывать. Поэтому я призываю всех активно участвовать в заседаниях. Может, это и непросто: по два или три часа дважды в неделю приходить, вникать во все эти темы, но это реальная работа, – призвал общественность не оставаться в стороне от экологических проблем Дуамбеков. Ядовитый воздух тихо убивает алматинцев: кому выгодно скрывать страшную правду

Однако тут же оговорился: просто так, с улицы, прийти и сказать всё, что думаешь, не получится: надо заранее четко изложить свою позицию на бумаге, отправить письмо в минэнерго и выступать исключительно по делу.

Большую помощь в редактировании экологического законодательства Казахстана оказывают сейчас Соединенные Штаты Америки. Присутствующий за “круглым столом” начальник регионального отдела государственного департамента США по окружающей среде, науке, технике и здравоохранению в Центральной Азии Константин ДУБРОВСКИ рассказал, что в его стране экологические проблемы достаточно успешно решаются и, если Казахстан возьмет за основу существующие в США положения, все получится и у нас.

– Борьба с загрязнением начинается с трех принципов. Первый: уникальных проблем нет. Я часто слышу: “Вот, у нас в Алматы горы, долина. Такого больше нигде нет”… Есть. И уголь много где – основное топливо. Любое условие уже где-то встречалось, и в мире есть успешное решение текущей проблемы. Второй: нельзя экологические проблемы решить одним махом. И третий: стоимость загрязнения очень высокая. При этом исследование показало, что на каждый доллар, который страна тратит на контроль экологического загрязнения, приходится 30 долларов экономической выгоды, – говорит Константин Дубровски.

В США борьбу за свежий воздух начали в 1970-х годах, выбросы вредных веществ взяли под контроль за счет дешевых датчиков и регулярного общественного мониторинга.

– Но самое главное, у нас не искали виноватых, наше агентство по защите окружающей среды вместе с общественными организациями думали о том, как проблему решить, – рассказывает представитель госдепа.

В Казахстане о единстве в экологическом стане пока и речи нет: независимые обвиняют государственных в чрезмерной лояльности к недропользователям, государственные – независимых – в стремлении добиться дешевой популярности и в непрофессионализме.

При этом, как отметил один из присутствующих в зале казахстанцев, неблагоприятная экология уже стала одним из факторов, провоцирующих миграцию.

АСТАНА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи