Опубликовано: 20500

Казахская свадьба. Утраченные традиции праздника любви

Казахская свадьба. Утраченные традиции праздника любви

Сегодня свадьбы превратились в помпезные шоу. Порой в долги влезают все домочадцы – только бы не ударить в грязь лицом. Зачем пускать пыль в глаза и насколько новомодные фишки соответствуют казахским обычаям? Об этом “КАРАВАНУ” рассказал известный в Актобе тамада Айшуак БАХИТОВ.

Исчезла интрига

Между прочим, он – старший преподаватель кафедры истории университета имени Жубанова. По словам историка, издревле у казахов было четыре разновидности сватовства: традиционный құдалық, бел құда, бесік құда и қарсы құда. Традиционное сватовство сохранилось по сей день. Бел құда – это когда семьи договаривались стать сватами еще до рождения детей. Практически то же самое – бесік құда, когда детей сватают с колыбели. Қарсы құда – не столь распространенное явление, оно не очень приветствовалось в народе. В тяжелые годы джута, войн люди не могли совершать обряды по всем правилам, поэтому один род с другим договаривался о взаимном обмене. Бывало, что человек, женивший сына на дочери свата, сам выдавал дочь за сына своего свата, их называли қарсы құда – встречный сват. Сегодня сватовство нередко объединяют с обрядом сырға салу (когда будущей невестке надевают серьги). Раньше, по словам историка, обряд сырға салу (или үкі тағу) совершали девочкам 10–15 лет:

– Многие проводят в один день и сырға салу, и құда тусу, и қыз ұзату (проводы девушки). Утеряна интрига сватовства. Обряд превратился в констатацию факта.

– Киіт беру – сейчас буквально задаривают сватов золотом, подарками.

 – Здесь каждый регион установил свои порядки. Хотя я считаю, что лучше помочь молодой семье решить жилищные и бытовые проблемы. Сразу после проводов девушки следуют обряды жасау беру (везут приданое), неке қию (религиозный обряд бракосочетания), келін түсіру (невеста входит в дом жениха) и беташар (открывание лица невесты). Между всем этим сваты одаривают друг друга подарками – киіт. На третий день гулянья обычно устраивается аралас, или тәтті шай – “совместное чаепитие в доме жениха”.

Беташар пели поэты-импровизаторы, посвящая слова назидания именно этой невесте, этому роду. Не было шаблонных текстов, как сейчас. Обряд проходил в доме жениха, обязательно до обеда. Собирались близкие родственники. В качестве көрімдік (подарок за беташар) молодой семье дарили лошадей, драгоценности, золотые монеты.

Форс-мажор всегда возможен

– В последние годы стало модным проводить обряд сынсу на свадьбе девушки.

– Сынсу должна петь сама невеста. Покидая отчий дом, она прощается с родственниками. В ответ друзья и родственники жениха исполняют “Жар-жар”. В наше время нанятые актрисы поют сынсу от имени невесты. Сама она присутствует при этом как бутафория, иногда не понимая смысла обряда, не прислушиваясь к словам.

– Сейчас популярны музыкальные номера, когда молодожены танцуют или поют. Это правильно?

– Если со всей душой и с хорошей подготовкой, то да. Молодежь хочет избежать надоевших шаблонов. Очень красиво, когда друзья жениха танцуют, а подруги невесты поют хором. А вот если невеста в белом наряде скачет под рэп – зрелище не из приятных.

– Какие еще проблемы возникают на свадьбах?

– Многочасовые тосты – бич наших свадеб. Я помню свадьбы, которые проходили на ура совершенно без тостов. На триста человек всего три тоста. Все остальное время люди танцевали, пели, участвовали в театрализованных шоу, смотрели концертную программу. Хотя наш народ, к сожалению, не привык вкладывать деньги в шоу. У нас получается стереотип: все сидят, как на партконференции, читают длинные тосты-доклады, плотно ужинают. “Отработали” – ушли домой.

– Как часто на свадьбах возникает форс-мажор?

– Форс-мажор всегда возможен. Но знаете, что меня беспокоит? Если верить новостям, то в прошлом году 12 тысяч казахстанских девушек вышли замуж за иностранцев. Это же утечка генофонда. По статистике, из любителей экзотики только малая часть живут в счастливом браке – чужие среда и менталитет делают свое дело.

– Нынче на свадьбах кто-то вообще отказывается от спиртного.

– Если люди выбирают здоровый образ жизни – я только за. В исламе вообще запрещено употребление спиртных напитков. Была бы моя воля, отправил бы молодые пары на экскурсию в детские дома, интернат для умственно отсталых детей, дом престарелых. Для профилактики. Считаю, что нужно стремиться к сдержанности свадебных торжеств. В Туркмении и Узбекистане, насколько мне известно, появились ограничения на государственном уровне. Люди понимают, что вместо неоправданных расходов можно помочь молодым приобрести жилье. Ведь основная цель – создать, а главное – сохранить семью.

Актобе

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи