Опубликовано: 34600

Какие ужасные страсти кипят вокруг казахстанских банков

Какие ужасные страсти кипят вокруг казахстанских банков Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Каждая финансовая новость, будь то слияние банков или перестановки их управленцев, приход новых акционеров, заставляет рядового вкладчика в сердцах хвататься за карман. Что же происходит там, где вращаются ракишевы, шаяхметовы, машкевичи и прочие денежные тузы? И влияют ли эти изменения на рейтинги доверия населения к банкам?

Любой казахстанец, у которого в банке лежит вклад, вынужден быть немного финансовым аналитиком. Поэтому новости о перестановках в банках частенько вызывают аритмию у него. Как-никак этим финансовым структурам мы доверили свои миллионы, а точнее, по данным Нацбанка за июнь 2017 года, граждане сделали вклады в банки на сумму 7 879 764 миллионов тенге. Поэтому периодически в любом коллективе либо вечером в семейном кругу за кухонным столом возникает вопрос: а не пора ли снимать деньги? Новости о том, что банки объединяются, банкротятся либо идут перестановки топ-менеджеров и акционеров, добавляют жару в финансовые дискуссии домашнего разлива. Уолл-стрит отдыхает. Поэтому мы решили внимательно посмотреть, что же на самом деле происходит в банковской системе страны, а эксперты прокомментировали нам, чего стоит опасаться.

Когда игроки идут ва-банк…

Банковская система страны взяла курс на слияние и укрупнение, о чем официально в интервью объявил глава Нацбанка г-н Акишев еще в конце 2016 года. В это же время прошли крупные перестановки: председатель правления АО “Казкоммерцбанк” Магжан Ауэзов ушел на аналогичную позицию в ForteBank, сменив на посту Талгата Куанышева. Ушел из банка и Тимур Исатаев. Что вызвало некоторое недоумение и различные кривотолки. Лучшие спецы вдруг покинули свои посты, при этом в официальных сообщениях подчеркивались их “боевые заслуги”: “Они успешно провели ряд знаковых проектов и сделок на финансовом рынке Казахстана. В их числе: сделка по продаже АТФБанка группе UniCredit в 2007 году и беспрецедентное слияние трех банков – Альянс Банка, Темiрбанка и ForteBank в 2014–2015 годах”.

У вкладчиков ForteBank и Казкома напряглись нервишки. Но депозитной фобии у населения не возникло. В Казкоме подобием “валерьянки” стала активная деятельность Кенеса Ракишева, который наращивал долю акций, провел ребрендинг и начал внедрение новых технологий в банковские услуги. Клиентка Казкома обвиняет банк в незаконном присвоении 461 тысячи тенге

Далее события разворачивались стремительно. Было объявлено о слиянии Казкома и Народного банка. В конце июня прошла информация, что Кенес Ракишев увеличил свою долю в Казкоме до 86 процентов. И вдруг… 31 июля он досрочно покинул кресло в совете директоров. “Учитывая рекомендации крупного акционера АО “Народный Банк Казахстана”, новый состав совета директоров АО “Казкоммерцбанк” определен в количестве шести человек со сроком полномочий три года”, – сообщали банковские пресс-релизы, и Ракишева там нет.

Между тем в других БВУ страсти также кипят.

Перенесемся в “Евразийскую группу” и посмотрим, что происходит в хозяйстве самых богатых людей планеты, украшающих списки “Форбс”: у г-на Машкевича и – цитируем “Википедию” – “его деловых партнеров с 1989 года Патоха Шодиева и Алиджана Ибрагимова”.

У Евразийского банка большие перемены произошли еще в конце 2015 года, когда он приобрел у турок 100 процентов акций АО “Банк позитив Казахстан”. Процесс перерегистрации завершился в прошлом году. Г-н Машкевич предвосхитил грядущие события. В семье Шодиевых, наоборот, перемены только грядут. А именно: у племянника Патоха Орифджона Шодиева, который является 100-процентным владельцем и председателем совета директоров АО “Capital Bank Kazakhstan”. В марте 2017 года между акционерами АО “Tengri Bank” и АО “Capital Bank Kazakhstan” был подписан меморандум о намерениях объединения двух финансовых институтов. Объединение может произойти уже к концу этого года, при этом по расчетам аналитиков консолидированный капитал после слияния может достичь 43,2 миллиарда тенге, что позволит новой структуре подняться на 17-е место среди банков по этому показателю.

Внушительная качка наблюдается у Цеснабанка. Участники этого финансового холдинга еще в феврале этого года объявили, что обсуждаются условия увеличения капитала банка путем слияния АО “Цеснабанк” с АО “Банк ЦентрКредит”. Процесс до сих пор идет.

Над слиянием корпят умы у акционеров и топ-менеджеров АО “Bank RBK” и АО “Qazaq Banki”. Понятно, что все эти перестановки влекут за собой смену в топ-менеджменте и стратегиях развития. Но как изменяется доверие населения к БВУ в результате всего этого?

Удар по рейтингам?

Международные рейтинги брать в учет не будем. Ведь сейчас поди разберись, кто с кем и как… А использовать старые данные до процесса объединения нет смысла. Как такового рейтинга доверия населения к банкам найти так и не удалось, его делали последний раз в 2012 году, после чего институт, организовавший такое исследование, почил в бозе. Зато мы с удовольствием полистали народные рейтинги. Аналитический портал banker.kz ведет постоянный форум под названием “Клиентский рейтинг” и предлагает оценить качество обслуживания по пятибалльной шкале. В пятерку народных любимцев вошли: Tengri Bank, Банк ЦентрКредит, Kaspi, Казкоммерцбанк, Нурбанк.

Инфографика Айгуль АКЫБАЕВОЙ
Инфографика Айгуль АКЫБАЕВОЙ

Одним из показательных индикаторов доверия к банкам, на мой взгляд, могут быть объемы депозитов от физических лиц. Рейтинг на основании этой информации составляет аналитический портал Bankchart.kz. Так вот на июль 2017 года пятерка лидеров выглядит так: Народный банк – 1 639 265 282 тыс. тенге, Казкоммерцбанк с 1 296 295 093 тыс. тенге, Kaspi Bank – 792 927 955 тыс. тенге, Цеснабанк – 663 914 480 тыс. тенге, Сбербанк России – 645 021 693 тыс. тенге.

Пофиг, пляшем?

Мы узнали у экспертов, а что они думают о перестановках в банковском секторе.

Экономист Рахим ОШАКБАЕВ:

– Последние назначения в совете директоров Казкоммерцбанка на самом деле вполне логичны и ожидаемы. И связаны с тем, что у них сменился акционер, на него оказывает влияние группа Халыкбанка. Совет директоров, напомню, является органом управления. И те кандидатуры, которые туда назначены, известны и пользуются хорошей репутацией в финансовых и экономических кругах. Поэтому никакого напряжения такие перемены не должны создавать. Наоборот, можно только приветствовать их. Но то, что сейчас идут перемены во многих банках, на самом деле говорит о кризисе в этой сфере, который до сих пор не отыгран.

Международный аналитик Орхан ХУСЕИНЛИ, который долгое время проработал в Казахстане, считает, что активные кадровые перестановки в банках – это одна из мер улучшения их работы, когда ситуация скатывается на дно.

– Идея очень простая – новые люди, новая энергия, в случае стран постсоветского пространства это бонус, меньше коррупции, – говорит он. – Такие новости не стоит воспринимать пессимистично. Но понятно, что все эти меры вряд ли решат базовые проблемы, которые свойственны многим банкам СНГ. Это никак не скажется на намерениях неблагонадежных заемщиков и не подстегнет их платить свои долги, это не опустит процентную ставку до 2–3 процентов (как в Европе), чтобы людям легче было возвращать свой долг. Народная газета против Народного банка

Можно рассчитывать только на то, что кадровые перестановки приведут профессионалов, которые лучше будут вкладывать деньги, в отборные, более реалистичные проекты, с хорошим возвратом, и таким образом поднимут успеваемость самого банка.

Также они смогут заключать наиболее выгодные договоры с зарубежными банками, которые их финансируют. Лучше смогут распоряжаться с активами и так далее. Перестановки дают надежду, но не гарантии. Но давайте сейчас заговорим языком микроэкономистов: какова вероятность того, что кадры действительно правильно подобраны, что новые топ-менеджеры примут более верные решения? При удачном раскладе это 50 на 50, так как никто не застрахован от неожиданных поворотов в экономике, которые особенно часто происходят в таких странах, как Казахстан, в развивающихся экономиках. Перестановки кадров – это неплохо, но они не решают проблем, пока не будут приняты комплексные меры.

Алматы

Туроператоры Казахстана попросили продлить сроки проведения ЭКСПО-2017. Зачем они хотели это сделать?

  • 1. Не успели посетить выставку сами

    30
  • 2. Для продолжения улучшения генофонда нашей страны

    37
  • 3. Чтобы больше заработать денег

    233
  • 4. Их об этом "попросили"

    181
  • 5. Чтобы как можно больше иностранных туристов познакомились с Казахстаном

    47
  • Все опросы

    Всего проголосовало: 528

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи