Опубликовано: 5000

Какая судьба ждет общественный транспорт в Алматы

Какая судьба ждет общественный транспорт в Алматы

Ежедневно общественный транспорт Алматы перевозит около 750 тысяч пассажиров. Но его работа пока далека от идеала, когда по движению автобуса можно сверять часы, что делают, например, жители европейских, прибалтийских городов.

Все это активно обсуждается в соцсетях, как и парковки, система “Онай”, загруженные улицы, строительство метро, исчезновение трамвая. Как будет развиваться дальше транспортная система мегаполиса? – спросили мы руководителя управления транспорта и автомобильных дорог Алматы Максута ИСАХОВА.

– Поясните, почему вдруг стали менять автобусные маршруты, а некоторые и вовсе убрали?

– В прошлом году на проспекте Абая введена выделенная полоса для общественного транспорта. Мы провели оптимизацию маршрутов и убрали 5 из них, так как более 70 процентов транспорта, что ходил по Абая, друг друга дублировал. У 6 маршрутов изменены схемы движения, 18 остались без изменения. Последние изменения сделали в связи с введением спецполосы по проспекту Райымбека. Здесь 7 маршрутов убрали, 22 оставили и столько же изменили. Три магистральных маршрута № 11, № 54 и № 24 ходят от начала до конца.

За счет всех нововведений по проспекту Абая выведено из оборота 69 автобусов, по Райымбека – 88. Здесь есть свои плюсы: как правило, перевозчик убирает старые, ставит более новые машины.

Как вы знаете, весь муниципальный транспорт города передан в доверительное управление без права выкупа компании Green Bus сроком на пять лет. До конца 2016 года новый владелец должен закупить за свой счет 200 новых автобусов, работающих на газе. 100 машин ожидаем в конце августа.

 

Плавающий график – вынужденная мера

– А что будете делать с перевозчиками, в том числе с областными, которые возят людей в “душегубках”, как 31-й, 85-й, 67-й маршруты?

– Всего в городе 116 маршрутов, по 77 срок договорных обязательств закончился. Мы объявляем конкурс. При определении победителя присваиваются дополнительные баллы, если есть новые машины.

– Жители микрорайонов, что выше “Казахфильма”, спрашивают: когда к ним будут ездить нормальные автобусы? Например, в поселок Алатау ходят старые маршрутки, в которых сломаны кресла и стоят табуретки…

– Проблему мы знаем. Бывший совхоз Алатау и другие присоединенные микрорайоны находятся в горной местности. Там узкие улицы, и обычный автобус не впишется в повороты. Поэтому мы вынуждены ставить на маршруты горные автобусы-“коротыши”. Это старые “Мерседесы” 80–90-х годов выпуска. Новые “коротыши” очень дорогие, так как у них особая тормозная система. Основной перевозчик на пригородных маршрутах – Каскеленский автобусный парк. Сейчас ведутся переговоры, чтобы через фонд “Даму” он закупил около 30 новых горных автобусов.

– А что с автобусным сообщением в присоединенных поселках? Жалоб в соцсетях, в нашу редакцию – выше крыши!

– Пока автобусным сообщением охвачено 80 процентов присоединенных поселков. Да, люди жалуются, что автобусы редко ходят. Многие маршруты нерентабельны. И перевозчик не может поставить на такой маршрут 10 автобусов, ведь в этом случае он – банкрот. Приходится выставлять на конкурс маршруты пакетом – “прибыльный плюс неприбыльный”.

– Многие говорят, что после 8–9 часов вечера на городском транспорте уже не уехать. Так как работают автобусы?

– В 5.30 общественный транспорт выходит на линию, в 6 часов начинает движение по маршруту. На разных маршрутах – разное время окончания движения. С 1 июня все перевозчики работают по плавающему графику, так как в определенное время автобусы ходят пустые. Это международный опыт.

– В час пик на пересечении улиц Толе би – Отеген батыра образуется гигантская пробка. Водители рассказали, что создают ее иногородние “нелегалы”. Вы в курсе проблемы?

– Да. Но у акимата нет контролирующих функций, они перешли к полиции, инспекции транспортного контроля. Вокруг автовокзала “Сайран”, бывшего “Саяхата”, много нелегальных перевозчиков. С 16 августа по 16 сентября мы будем отрабатывать эти и другие точки совместно с полицией. Только в первый день оштрафованы 16 водителей. Сумма штрафа 10 МРП – 22 тысячи тенге. После трех штрафов за одно и то же нарушение идет лишение водительских прав.

 

Метро достроят через 4–5 лет

– Как только “КАРАВАН” затронул тему алматинского трамвая, строительства легкорельса, посыпались комментарии от возмущенных горожан. Так почему нельзя вернуть трамвай?

– Трамваи были запущены в городе в 1937 году. В лучший период своей работы, это 1991 год, парк состоял из 98 трамваев. Все они были рижского производства. После распада СССР завод тоже перестал работать. Уже в 1995 году 35 процентов трамвайных путей демонтировали. Сегодня они износились. И на реконструкцию нужно 8 миллиардов тенге.

Многие страны перешли на легкорельсовый транспорт. Но и это уже прошлый век! Мы ездили в Барселону, Токио, изучали данный вопрос. Мир переходит на третье поколение транспорта – BRT (Bus rapid transit), скоростные автобусные перевозки. Вместо рельсов в центре дороги делают выделенную полосу, по ней курсируют автобусы в двух направлениях. На линиях запускают автобусы на электрическом ходу.

– А что с метро? Насколько достоверна информация, что строительство станций заморожено из-за отсутствия инвестора?

– Строительство двух станций идет полным ходом. Ведь консервировать такой проект гораздо дороже, чем копать дальше. Действительно, финансирование на 2015–2016 годы дали не в том объеме, который запрашивали. Строительство двух веток стоит 68 миллиардов тенге. На 2016 год просили 12 миллиардов, но дали 5. На следующий год по плану необходимо 18,5 миллиарда, а выделяют снова пять. Мы работаем с правительством и уже выбили на этот год еще два миллиарда тенге. После визита в Алматы премьер-министр Карим Масимов поручил министерству финансов изыскать средства и предоставить на 2017 год недостающие 12 миллиардов. Завершение строительства – 2020-й или 2021 год. После метро будут тянуть до улицы Яссауи, затем до проспекта Райымбека и дальше в Калкаман.

В каком районе будет снос?

– В плане развития “Алматы-2020” обозначена пробивка некоторых улиц. Придется ли сносить частные особняки?

Запланирована пробивка трех улиц. Начну с проспекта Абая, который в плане должен удлиниться в западном направлении. Это решило бы многие транспортные проблемы. Но проект очень дорогой. 60 процентов от суммы занимает выкуп земли и снос зданий. И сейчас аким Бауыржан Байбек думает – стоит ли тратить огромные средства, может, есть другой выход? Проектно-сметная документация готова, общая стоимость проекта – 40 миллиардов тенге.

Запланирована пробивка улицы Фурманова ниже проспекта Райымбека. Стоимость проекта 15 миллиардов тенге. В течение трех лет должны завершить, сноса домов почти нет. Таким образом, мы разгрузим проспект Сейфуллина. И тогда здесь можно пустить выделенную полосу для общественного транспорта. Пробивка улицы Саина запланирована до улицы Акан Серы. Предполагается снос более 40 жилых домов. Проект на стадии разработки. Также есть проект пробивки улицы Богдана Хмельницкого стоимостью 420 миллионов тенге. Предполагает снос 8 домов.

– Как сейчас происходит выкуп земли?

– До 2015 года выкупом, изъятием земель для строительства дорог занималось наше управление. Теперь – управление земельных отношений. Независимая оценочная компания производит оценку недвижимости, участка. Если хозяин дома с ней соглашается, ему выплачивают компенсацию. В противном случае – только по решению суда.

Треть пассажиров не пользуется системой “Онай”

– Как вы считаете, система “Онай” себя оправдала? На многих маршрутах, например, № 85, до сих пор работают кондукторы…

– “Онай” – первая в Казахстане система электронной оплаты. Система необходима, чтобы перевозчикам, акимату, нашему управлению понять – насколько выгодна перевозка пассажиров? Сколько на самом деле зарабатывают перевозчики? Они утверждают, что – банкроты. Однако с рынка не уходят.

Пока мы не можем увидеть всю картину: от 30 до 40 процентов людей не пользуются системой “Онай”. Наверное, свою роль сыграл менталитет. Ведь нужно купить карточку, постоянно ее пополнять. Сейчас вводятся терминалы “Онай” для разовой оплаты наличными.

В целом, система дорабатывается, чтобы было легче пополнять баланс, оплачивать одной карточкой за двух-трех пассажиров. Мы вышли с предложением – ввести понятие дифференцированный тариф, чтобы оплата по разовому терминалу была дороже, чем по карте “Онай”. Это международный опыт, стимул пользоваться безналичной оплатой. А она необходима, чтобы минимизировать человеческий фактор, поднять уровень обслуживания.

 

Все парковки будут платными

– Установка платной парковки возле акимата, Зеленого базара вызвала волну негодования автолюбителей. Говорят – дорого. Так как будет решаться вопрос с парковочными местами?

– По мнению специалистов, проводивших реформу транспортной системы крупных городов мира, в центральной части Алматы нужно вводить платные парковки, чтобы дать возможность людям ходить пешком, пользоваться общественным транспортом. У нас господствует личный транспорт – его ставят там, где хотят, ездят там, где хотят. Каждый студент ездит на личном автомобиле. Пять часов машина стоит возле университета на улице, занимает площадь. В таком случае пусть студент платит по 100–200 тенге за час. Почему у нас не работает в городе многоуровневый паркинг? Потому что можно бесплатно поставить машину на улице. Построили такой паркинг возле вокзала Алматы II, он пустовал. И только после введения выделенной полосы по Райымбека автовладельцы обратили на него внимание. Там стоимость – 200 тенге в день.

– Много лет обсуждается перенос за пределы города автовокзалов. Расскажите, к чему в итоге пришли.

– Запланировано строительство трех больших автовокзалов: западный – в районе рынка “Алтын-Орда”, восточный – в районе Талгарской трассы и северный – за проспектом Рыскулова. В идеале, на западном автовокзале должна быть конечная станция метро, чтобы люди приехали из других городов и могли попасть в любую точку. По восточному автовокзалу разрабатывается техническая документация. Северный автовокзал, возможно, будет строить частный инвестор уже в следующем году. У него есть земля, теперь ждем презентацию.

 

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи