Опубликовано: 4900

Как создавали газету

Как создавали газету

Субъективные заметки наблюдателя и очевидца

Погожим осенним утром в аудиторию вошли двое. Один из них – чуть ниже среднего роста, начинающий лысеть кудрявый брюнет – обращал внимание на себя живостью взора и смешинкой, притаившейся в уголках рта.

– Знакомьтесь, – сказал педагог. – Главный редактор газеты “КАРАВАН” Григорий Израилевич Брейгин (на фото).

Надо ли после этого говорить, что Григория Израилевича тут же засыпали вопросами. К нам пришел главный редактор первой в стране крупнотиражной частной газеты! К нам – слушателям, студентам Алматинского института политологии и управления, который спустя несколько месяцев преобразовался в КИМЭП.

Григорий Израилевич отвечал на вопросы охотно, не упуская ни одного, в отличие от ряда маститых якобы журналистов, которые зачастую не могли ответить на многие острые вопросы. Особенно в этом плане запомнился Александр Самойленко, тогда собственный корреспондент “Литературной газеты” в Казахстане. Желчный и местами косноязычный журналист поразил нас не только тем, что, представляя самое литературное издание огромной страны, не мог точно формулировать свои мысли, но и откровенной злобой по отношению к тем, кто вышел в декабре 1986 года на площади в тогда еще Алма-Ате. Брейгин выгодно отличался от этих снобистски настроенных людей. Он реагировал на каждый вопрос, отвечал обстоятельно, засыпал нас фактами и именами. И естественно, что покорил не только женскую половину аудитории, но и мужскую. Последнюю, конечно, больше интересовало, почему в газете, только набиравшей силу, немало места отведено фотографиям в стиле ню. Брейгин не обошел стороной и эту тему, откровенно ответив, что такое использовалось для привлечения читателей.

В общем, разговор получился, а потому, когда мы получили задание подготовить рефераты о казахстанских СМИ, мы с Жанной Айжоловой избрали “КАРАВАН”, благо находился он тогда почти рядом с нашим институтом и общежитием, что изрядно экономило время.

...Коммунистический, 33 (кто не знает, но именно так прежде назывался проспект Абылай хана). Именно там располагалась газета “КАРАВАН”. По ступенькам спускаемся вниз. Идем к Григорию Израилевичу. Не скрывая радости (не о всяком издании, которое только становилось на ноги, пишут рефераты), главный редактор начал водить нас по редакции. В одном из кабинетов он познакомил нас с Филиппом Пистопуло, ответственным секретарем газеты. Из разговора выясняем, что главный вдохновитель публикации фотографий обнаженного женского тела был как раз Филипп Иванович, перерывший гору иностранных и советских журналов. Тогда-то он и обратил внимание, что журнал, где есть фото ню, покупают быстро.

Надо сказать, что другой фишкой, как нынче модно говорить, стали объявления от частных лиц. Это сразу привлекло внимание читателей, которые шли в редакцию, чтобы сообщить о потерянных документах, животных, об открытии ТОО и т. д. Газету выхватывали из рук продавцов, потому как каждый спешил найти что-то нужное для себя.

Все это мы и описали в своем реферате. Но еще любопытной для нас показалась сама история создания “КАРАВАНА”.

Работали в “Вечерней Алма-Ате” Григорий Брейгин и Филипп Пистопуло, которых перестроечные ветра настолько заразили, что они стали мечтать о создании своей газеты. Но где взять деньги, какой должна быть газета, чтобы ее читали? В одном они не сомневались: газета обязана отвечать потребностям простых людей, которые устали от многого, а поэтому в новом издании больше места нужно отвести развлечениям и объявлениям. Своих планов оба не таили, а потому вскоре нашли и союзника в лице Бориса Гиллера, автора сценария нашумевшего фильма “Криминальный квартет”. Так на свет появились АО “КАРАВАН” и газета “КАРАВАН”. Сегодня о тех днях у многих, даже у самих организаторов и тех, кто делал тогда газету, иные версии создания, но, когда мы писали реферат, нам описывали это именно так.

“КАРАВАН” с первых же дней стал популярным, тираж в 50 тысяч расходился, и все потому, что много места отвели объявлениям. Сегодня, когда листаешь пожелтевшие страницы газеты, думаешь: а что там особенного, даже собственных публикаций мало. Но в том-то и дело, что многое, что кажется сейчас привычным для нас, выдал именно “КАРАВАН”. И не случайно, что со временем многие его фишки стали использовать другие издания. А сам “КАРАВАН” выдержал проверку временем, несмотря на то, что после того, как Борис Гиллер продал газету, многие предрекали изданию гибель. Кстати, конкуренцию не выдержали “Кооперативные новости”, к примеру, “Избиратель” и многие другие издания, которые в начале 90-х годов блистали на газетном рынке.

Из того, что мы отмечали в реферате, помню также, что “КАРАВАН” одним из первых стал публиковать материалы криминального характера. Репортажи и заметки о наркоманах, преступлениях пользовались спросом у читателей. Любопытно, что такие публикации готовили журналисты газеты, а на тему политики – перепечатки из зарубежных СМИ. Кстати, в первом же номере была заметка Михаила Ростовского, ставшего в 2013 году лауреатом премии “Золотое перо России”.

Мне еще запомнилось, что объявления интимного характера носили оттенок иронии и одновременно говорили о том, что их податели были людьми образованными. Например, один парень писал так: “Ищешь друга? Напиши мне. Я студент (21, 185). Мои учителя – Чайковский, Пазолини, Параджанов”. Сомневаюсь, что многие нынешние геи знают, кто такой Чайковский, не говоря о кинорежиссерах Пьере Пазолини и Сергее Параджанове.

…Наверное, “КАРАВАН” в любом случае бы состоялся, имея такого менеджера, как Борис Гиллер. Но очень сомневаюсь, что так бы раскрутился, если бы не бешеная энергия, энтузиазм Григория Брейгина и Филиппа Пистопуло. Оба были журналистами по призванию, велению души. Григорий Израилевич был и остается образцом того, как служить однажды выбранному делу. Но это уже отдельная история, о которой я когда-нибудь напишу.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи