Опубликовано: 23100

Как расстреляли инкассаторов “Тураналема” 15 лет назад

Как расстреляли инкассаторов “Тураналема” 15 лет назад

18 мая 2001 года не только Алматы, но и весь Казахстан был потрясен дерзким и кровавым налетом на инкассаторов ОАО “БанкТуранАлем”: добычей неизвестных преступников стала рекордная сумма – более 17 миллионов тенге и 196 тысяч долларов США.

Но, несмотря на то, что казахстанской полиции пришлось впервые столкнуться с таким грамотным и продуманным разбойным нападением, бандитов задержали на седьмой день после налета. Активное участие в расследовании приняли К. Ж. Артыкбаев, О. Г. Махров, Т. С. Маткен, А. А. Кван, А. Д. Курманбаев, К. О. Сарымсаков, Е. Юсупов, Б. Г. Азбель, Н. Н. Важнин и Е. Н. Надыров.

О ходе расследования этого громкого и трагического дела автору 15 лет назад рассказывали начальник управления криминальной полиции ГУВД Алматы Курманбек Жуасович Артыкбаев и начальник отдела по расследованию разбойных нападений и грабежей УКП Олег Геннадьевич Махров.

Коварная засада

18 мая 2001 года в 8 часов 18 минут оперативный дежурный ГУВД города Алматы получил сообщение: на улице Фурманова, рядом с посольством США идет перестрелка!

…Получив деньги в центральном офисе банка на улице Тулебаева, инкассаторы Юрий Сиваков, Андрей Тыцкий и Кайрат Мухангалиев должны были развезти их по филиалам банка. Загрузив инкассаторские мешки в кузов служебного автомобиля “Сузуки Витара”, госномер A 191 AR, они дворами направились к улице Фурманова. Но когда оказались под аркой, припаркованная у обочины “Газель”, госномер А 849 BХ, с надписью на борту “Газовая служба 04”, неожиданно поехала и наглухо заблокировала проезд. Водитель “Сузуки” попытался было сдать назад, но его подпер черный джип “Гранд Чероки”. В этот момент задние двери “Газели” распахнулись, и из кузова загремели автоматные очереди. Не имевший бронезащиты “Сузуки Витара” был буквально изрешечен пулями калашникова. Юрий Сиваков выскочил из машины, отстреливаясь из пистолета-пулемета ПП-90, но попал под ураганный огонь и погиб на месте. Его напарники получили тяжелые ранения и поэтому уже не могли сопротивляться. Кайрату Мухангалиеву пули попали в грудь и в живот, а Андрею Тыцкому – в бедро. В 8 часов 34 минуты налетчики забрали мешки с деньгами, ПП-90 и, бросив “Газель”, скрылись на джипе “Гранд Чероки”.

На место преступления немедленно направили 10 патрульных экипажей “Буран”, по Алматинскому гарнизону был введен план “Сирена”, а сотрудники МВД и КНБ приступили к розыску дерзких грабителей-убийц.

В 8 часов 40 минут “Гранд Чероки” нашли во дворе дома поблизости от пересечения улиц Зенкова и Богенбай батыра. Беглецы подожгли его и бросили, а сами, по словам очевидцев, скрылись на “Мерседесе 190”.

В 8 часов 45 минут прибывшие врачи “скорой” констатировали смерть Юрия Сивакова. Андрея Тыцкого доставили в 4-ю ГКБ, а Кайрата Мухангалиева – в БСМП. Тем временем в сгоревшем салоне “Чероки” оперативники нашли перчатки преступников, темно-зеленый камуфляж. Около 16 часов, после того, как обоих раненых врачи прооперировали, стало известно, что их жизнь уже вне опасности.

В банке завелся “крот”?

Банк сообщил, что нападавшие похитили 17 миллионов 650 тысяч тенге и 196 тысяч долларов. Служба безопасности “ТуранАлема” в тот же день начала внутреннее расследование, так как информацию о денежных перевозках преступникам “слил” кто-то из служащих. Версия была не лишена оснований. Откуда налетчики могли знать точное время выезда этого “Сузуки” и почему напали именно на это авто?

Оказалось, что из всех машин, которые не имели бронезащиты, только этот расстрелянный “Сузуки” перевозил наибольшую сумму. И хотя в бронированных авто денег было намного больше, взять их было не так-то просто…

Полиция работала по нескольким версиям. Первая: налетчики – участники одного из вооруженных конфликтов на территории СНГ. Вторая: преступление совершили члены одной из местных ОПГ. Третья: ограбление могли осуществить террористы, прибывшие из соседней республики. Четвертая: авторы налета – участники недавних баткенских событий. Банк объявил о награде в 2 миллиона тенге тому, кто предоставит достоверные сведения о преступниках. Тот же, кто вернет похищенные деньги, получит 5 процентов от всей суммы. Была обещана награда в 5 миллионов тенге и следственно-оперативной бригаде.

Банда родом из детства

– По номерам двигателя и другим учетным данным мы быстро установили личности владельцев сожженного “Чероки” и брошенной “Газели”, – рассказывал в 2001 году майор Махров. – Обе машины были угнаны, а хозяина “Газели” преступники похитили и держали на своей “базе”. Кстати, на “Чероки” стояли поддельные госномера прокуратуры. Дело в том, что недалеко от центрального офиса банка ранее располагалась прокуратура Медеуского района, поэтому машина с такими номерами, по мнению преступников, не должна была вызвать подозрений у наружной охраны банка. По показаниям свидетелей, один из нападавших был ранен. Поэтому мы начали проверять все медицинские учреждения, напряжение было просто бешеным. Но основную нагрузку по организации расследования взял на себя тогдашний начальник управления криминальной полиции ГУВД Курманбек Жуасович Артыкбаев. Мы очень благодарны ребятам из КНБ, они дали информацию на одного из соучастников, который сидел в следственном изоляторе и был художником – изготавливал для своих “коллег” поддельные служебные удостоверения и номера машин. Через некоторое время он рассказал о системе связи между преступниками, и мы в очередной раз поразились тому, насколько тщательно банда продумывала каждый свой шаг. Все члены организации называли друг друга, жен и подруг по кличкам, в телефонных переговорах никогда не упоминали места встреч, обо всем договаривались в иносказательной форме. Так что даже если бы мы могли прослушать все переговоры бандитов, то ничего бы не поняли.

Оперативники начали выяснять, кто, где и когда “засветился” при ограблении обменников, использовал рации, оружие или интересовался банками. Оказалось, что в конце 90-х годов возле одного исправительного учреждения в поселке Заречный была задержана машина BМW. Внутри сидели четверо парней, у одного из них нашли нарисованную схему всех подходов и подъездов к банку “ABN AMRO” на улице Хаджи Мукана.

Мы подняли данные на тех, кто сидел в машине в Заречном, и оказалось, что машина принадлежала Модану Мухлисову (его отец являлся одним из руководителей Уйгурского центра в Алматы), а в BМW находились Эдуард Давлетбакиев, Олег Корниенко и двое их друзей. Кстати, в 1999 году Давлетбакиев отсидел полгода за хранение оружия.

Была установлена слежка за ним, Мухлисовым и всеми, с кем они общались. Набралось более 60 человек.

Мы провели дополнительные обыски у художника-сидельца, а также у его брата. И удача нам улыбнулась. Нашлась записная книжка, в которой значились фамилии Корниенко и Давлетбакиева. Спрашиваем художника: кто они? Отвечает, что обращались к нему, просили сделать поддельные удостоверения сотрудников КНБ.

Оставалось невыясненным лишь одно имя – Гоша. Но Курман Артыкбаев разгадал этот ребус всего за пару часов. Гошей оказался некто Поликарпов: группа Мухлисова состояла из друзей детства.

Сентиментальность подвела

Тем временем опера взяли под контроль все кладбища и новые незаконные захоронения. Одно из них, на кладбище “Кенсай”, особенно их заинтересовало. Туда пришли отец Олега Корниенко, его мать, брат и невеста. Все заплаканные, положили цветы на свежий холмик.

Тут стало ясно: в могиле – Корниенко.

– Взяв в городской прокуратуре разрешение на эксгумацию тела, сначала тщательнейшим образом снимаем могилу со всех ракурсов на фото- и видеокамеру, – рассказывал в 2001 году Курманбек Артыкбаев. – Каждый камешек, каждый цветочек, высоту холмика. Ведь после того, как заберем тело, надо привести могилу точно в такое же состояние, как и до эксгумации.

И точно, в могиле – труп Олега Корниенко, он погиб в перестрелке. Проводя судебно-медицинскую экспертизу, патологоанатом извлек из тела Корниенко пулю, а баллистическая экспертиза дала заключение, что она была выпущена из ПП-90 Юрия Сивакова.

Установить дальнейшие планы банды помогли сотрудники КНБ, которые, прослушав переговоры подозреваемых, выяснили, что Мухлисов, Давлетбакиев и Поликарпов собираются провести на могиле поминальный обряд. Но когда именно, мы не знали. На кладбище было выставлено наружное наблюдение с биноклями, видео- и фотокамерами, а на могиле спрятали звукозаписывающее устройство. План захвата банды разрабатывали скрупулезно, ведь рядом с кладбищем был поселок, а преступники были хорошо вооружены. И если бы кому-то из подозреваемых удалось сбежать, то он вполне мог захватить заложников.

…Артыкбаев вместе с Махровым и его заместителем Искандером Кайырбековым запрыгнули в машину и примчались на кладбище. Так как в лицо всех бандитов знал лишь Кайырбеков, то он должен был внимательно разглядеть их в бинокль и не перепутать с другими посетителями кладбища.

– Вот они, Давлетбакиев, Мухлисов и Поликарпов! – сказал он. И “на сцену” вышли бойцы спеподразделения МВД РК “Сункар”. Когда Давлетбакиев отошел от своих друзей, они взяли его. Правда, будучи чемпионом Казахстана по ушу-саньда, он яростно сопротивлялся. Но все было напрасно. Руки ему быстро сковали наручниками, и не зря: за поясом был макаров. Понимая, что Мухлисов и Поликарпов попытаются уйти через частный сектор, гору, на которой находилась могила Корниенко, спецназ окружил плотным кольцом. Заместитель командира спецподразделения “Сункар” подполковник Константин Иголкин потом рассказывал, что во время преследования Мухлисова тот присел на корточки. Оказалось, что пытался спрятать нож.

Главарь панически боялся вида крови

Однако обрадовать следствие признаниями задержанные не спешили. Помогло одно обстоятельство. Модан Мухлисов, отсидевший в России за разбойное нападение 8 лет, панически боялся вида крови. Когда ему предъявили фотографию трупа его подельника Корниенко с кровавым пятном на рубашке, он чуть было не потерял сознание. Придя в себя, Мухлисов не только начал давать показания, но и убедил своих подельников все выложить. Так стало известно, что “база” налетчиков находится в одном из гаражей алматинского микрорайона “Таугуль”. Причем снаружи была установлена камера видеонаблюдения. Главный тайник был хитроумно спрятан за металлическим сейфом, который можно было сдвинуть в сторону, лишь нажав специальный механизм. В потайном помещении лежали два автомата Калашникова АКС-У-74, два пистолета Макарова, три ТТ, один ПСМ с глушителем, несколько переделанных под боевые патроны газовых револьверов и пистолетов, пистолет-пулемет “Борз” чеченского производства, 7 гранат РГД-5, трое наручников, два охотничьих ружья, ПП-90, из которого отстреливался погибший Юрий Сиваков, и огромное количество боеприпасов к этому арсеналу. Кроме того, оперативники нашли поддельные удостоверения сотрудников полиции и таможни, парики, поддельные номера автомобилей, фальшивые усы и специальный сканер, позволявший преступникам прослушивать весь полицейский эфир.

И, главное, деньги – около 30 тысяч долларов США и 2 миллиона тенге. Их номера соответствовали номерам купюр, выданных инкассаторам “ТуранАлема” в день нападения, которые они должны были развезти по филиалам.

Модан Мухлисов был приговорен к пожизненному заключению, Эдуард Давлетбакиев – к 24, а Юрий Поликарпов получил всего 6. Куда они дели остальные деньги, неизвестно до сих пор…

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи