Опубликовано: 3000

Как ни крути, дешевле газа не найти

Как ни крути, дешевле газа не найти

На недавно состоявшемся совещании правительства министр национальной экономики Тимур СУЛЕЙМЕНОВ сообщил, что казахстанцев сейчас больше всего заботят вопросы жилищно-коммунального хозяйства, строительства и ремонта соцобъектов, жилья и дорог. К нам в редакцию тоже нередко приходят обращения наших читателей, в которых они просят рассказать о той или иной сфере услуг.

Сегодня мы решили поговорить о том, что происходит в газовой отрасли Казахстана, хотя надо отметить, что претензий именно к этой сфере намного меньше, чем к остальным. В основном людей интересует, как проходит процесс газификации страны, как скоро газ придет в тот или иной населенный пункт. Сегодня на эти вопросы отвечает генеральный директор АО “КазТрансГаз Аймак” Манас ТАСЫБАЕВ.

– Манас Мухитович, как часто бывает, что люди обращаются с жалобами, например, из-за случаев задержки или срыва газификации? Вообще, с какими основными проблемами вашей компании приходится сталкиваться?

– Вы представьте, только за последние несколько лет возможность пользоваться голубым топливом получили более 300 тысяч человек. Можно сказать, что газификация страны проходит в промышленных масштабах. Но, как и в любом рабочем процессе, конечно, могут возникать иногда проблемы. Сразу хочу сказать, если обратиться к статистике, то именно к нашей компании количество претензий незначительно. Из общего числа вопросов претензии к газовикам составляют меньше 0,6 процента.

Что касается проблем, то в основном они связаны с безопасностью. Для нашей компании обеспечить безопасность казахстанцев – одна из первостепенных задач. При этом такие виды услуг, как разработка проектно-сметной документации и выполнение строительно-монтажных работ, относятся к конкурентной среде и не являются регулируемым видом деятельности. И “КазТрансГаз Аймак” не имеет полномочий контролировать их работу. Но это привело к еще одной проб­леме – появлению недобросовестных компаний, часто пренебрегающих мерами безопасности, или так называемых фирм-однодневок, которые могут собрать деньги с населения и просто исчезнуть.

В конечном итоге жалуются на нас, хотя мы к этому не имеем никакого отношения. Обезопасить себя абонентам от заключения договоров с недобросовестными подрядчиками возможно. Перед тем как заключить договор, необходимо проверить у данной компании наличие государственной лицензии на виды услуг, наличие юридического и фактического адреса. У такой компании должен быть только аттестованный персонал, все специалисты обязаны иметь допуск к выполнению данных видов работ.

– Но ведь контроль за уже построенными объектами, работой газораспределительных сетей остается на вашей совести? И, насколько известно, по этому вопросу тоже обращаются с жалобами?

– Существует законодательная база, в законе о газе четко написано, что этими вопросами должна заниматься газоснабжающая организация. Никто другой пуск газа делать не имеет права. Почему? Сразу можно привести ряд примеров. Все эти инструкции пишутся не просто так, за каждой строчкой этих законов стоят человеческие жизни.

Вот совершенно дичайший случай, который произошел недавно в Алматы. В Алматинскую газовую компанию обратились люди, хотели подключить свой дом к газу. Стоимость такой услуги им обошлась бы, скажем условно, в 150 тысяч тенге.

Женщина отложила оформление заказа и пошла в свой КСК, где ей сказали, что есть у них собственный квалифицированный мастер, который то же самое сделает за 60 тысяч, зачем тебе газовая компания?! А привело это все к трагедии. Через некоторое время произошел взрыв, погибли женщина и маленький ребенок…

Это очень страшно, и мы соболезнуем. Но кто виноват в этой ситуации? Поэтому мы говорим, что нельзя допускать к таким работам посторонних людей, это должны делать только квалифицированные специалисты-газовики, работающие в газоснабжающей компании. Если мы, как эксплуатирующая компания, не будем знать, что кто-то, минуя нас, подключился к распределительной сети, то не сможем вовремя заметить проблему и предотвратить ЧП.

– Вот уже третий год в Казахстане работает Генеральная схема газификации. Расскажите, что сделано за это время?

– Проделана очень серьезная работа. По последним данным, на начало этого года природным газом удалось обеспечить практически половину населения страны. Только “КазТранс­Газом” с 2011 года по 2016-й в строительство и реконструкцию газораспределительных систем вложено собственных инвестиций на общую сумму более 156 миллиардов тенге. За этот период газифицировано 45 населенных пунктов с количеством свыше 63 тысяч абонентов, или более 330 тысяч человек, построено 2 632 километра новых газопроводов, заменено 3 149 километров. Заработало 12 новейших автоматических газораспределительных станций. Это только новое, построенное нашей компанией, за счет наших же инвестиций.

А есть еще средства из государственного бюджета. Для сравнения: с 2006 года на газификацию регионов из респуб­ликанского и местного бюджетов было выделено порядка 100 миллиардов тенге, реализовано более 130 проектов.

Не буду загружать вас цифрами, но, кроме газификации новых населенных пунктов, за последние пять лет “КазТрансГазом” полностью были модернизированы газораспределительные сети в городах Шымкенте, Таразе, Актобе, в населенных пунктах Мангистауской, Кызылординской, Алматинской областей… Перечислять можно очень долго. Все проекты по газификации реализуются успешно, и многие даже с опережением графика.

– Еще один вопрос, который очень часто задают, касается, естественно, стоимости газа. Насколько дорог газ для казахстанцев?

– В Казахстане на сегодняшний день самый дешевый газ среди стран СНГ, не говоря уже о Европе… Приведу данные исследования российских экспертов “РИА Рейтинг” за прошлый год. Лидирует Казахстан, где газ самый дешевый и стоит в среднем по республике 18 тенге за кубометр. Россия сохраняет за собой второе место с ценой 30,25 тенге, на третьем месте расположилась Беларусь с ценой 39,6 тенге за кубометр. На Украине с прошлого года был установлен единый тариф для всех видов использования природного газа, составляющий 99 тенге, и так далее. А самая высокая цена на газ для населения остается в Швеции – 491,15 тенге за кубометр.

Чтобы было понятней, насколько выгодна газификация, приведу пример из жизни реального человека, с которым пришлось недавно общаться. Сейчас цена на газ самая высокая в Алматинской области. Моему знакомому подвели газ к дому в Талгаре, который раньше он отапливал углем. Так вот, за последний отопительный сезон он потребил газа на 68 700 тенге. Раньше он покупал уголь по 15 тысяч тенге за тонну. Брать приходилось каждый год не меньше шести тонн, это выходит 90 тысяч. Вот уже получается, что газ процентов на 30–40 выгоднее. Но и это еще не все. Этот уголь надо привезти, разгрузить, тоже деньги. Но приходилось еще покупать четыре баллона сжиженного газа, чтобы готовить на кухне. Каждый по полторы тысячи, это еще 6 тысяч тенге. Но и это еще не все. Для ванной комнаты у него в доме стоит электрический водонагреватель “Аристон” на 100 литров. Как минимум еще 12 тысяч тенге за электроэнергию. Вот вместе с этими вычетами получается, что газом отапливать обойдется примерно в 50 тысяч тенге, а углем 90 тысяч. А ведь еще каждый день этот уголь надо принести в дом, растопить печку и поддерживать огонь, чистить ее постоянно, чтобы не угореть.

Правда, при газификации еще пришлось устанавливать газовый котел, но за два отопительных сезона он себя полностью оправдал. В любом случае получается, что газ в два раза дешевле, чем уголь. И надо отметить, что такого нет ни в одной стране, и не было раньше в Советском Союзе, чтобы газ был в два раза дешевле угля.

– Вот вы говорите, что в Алматинской области самая высокая цена на газ, значит, в других регионах она ниже? Объясните, почему так происходит, из чего складывается его конечная стоимость?

– Сразу хочу подчеркнуть, что “КазТрансГаз” не формирует ценовую политику в сфере газа и газоснабжения. У нас нет такой компетенции. Есть министерство энергетики, которым в установленном законодательством порядке утверждаются предельные оптовые цены на реализацию товарного газа на внутреннем рынке. А уже конечные цены реализации газа для потребителей по регионам устанавливаются и контролируются комитетом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей министерства национальной экономики.

Теперь – как складывается конечная цена реализации в регионах. Сюда включается цена приобретения газа, которая утверждается отраслевым министерством для каждой области индивидуально. Потом добавляется тариф на транспортировку газа и затраты на его реализацию. Вы понимаете, что, допустим, для Атырауского региона это минимальные затраты, а уже в Алматинскую область газ придет через тысячи километров газопроводов, то есть это уже прямые затраты на транспортировку.

Я бы хотел добавить, что действующие оптовые цены ежегодно утверждаются ниже уровня фактической себестоимости. То есть компания “КазТрансГаз”, являясь национальным газовым оператором, ежегодно несет многомиллиардные убытки от реализации газа на внутреннем рынке. Мы поставляем голубое топливо казахстанцам намного ниже себестоимости, то есть дотируем потребителей страны.

При этом ежегодно мы сталкиваемся с одной и той же проб­лемой – долгами. Я не буду подробно останавливаться на крупных предприятиях, хотя на сегодняшний день долги перед нашей компанией составляют более 18 миллиардов тенге. Очень часто не платят и физические лица.

Причем, как показывает практика, самыми порядочными плательщиками за коммунальные услуги у нас в стране являются пенсионеры и бюджетники. А вот некоторые предприниматели, являясь более чем состоятельными людьми, уклоняются от таких обязательных платежей.

Надо сказать, что наша компания всегда открыта для населения по всем вопросам, в том числе и спорным. Работают специализированные центры обслуживания населения, в которых можно не только оформить все документы на газификацию, но и решить возникшие проблемы.

Алексей ПРИБЫЛОВСКИЙ, АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи