Опубликовано: 2075

Как не стать владельцем автотрупа

Как не стать владельцем автотрупа Фото - Тахир САСЫКОВ

После резкого падения тенге казахстанский авторынок, можно сказать, встал в ступор, но сейчас он постепенно размораживается.

Первыми облегченно вздохнули дилеры популярных в республике фирм-производителей. Но, к сожалению, позволить себе новую машину, даже при наличии скидок и автокредитования, могут далеко не все желающие. Поэтому им прямая дорога на рынок подержанных авто.

Причем если стоимость новых машин в автосалонах осталась почти прежней, то цены на поезженные автомобили еще изрядно мотает. Так, за BMW 1991–1997 годов выпуска просили от 1 660 до 12,5 тысячи долларов США, за Mercedes Benz 1993–1996 годов выпуска – от 2,8 до 12 тысяч, за Toyota Camry 2002–2006 годов выпуска – от 7 до 14 тысяч, за Subaru Legacy 1994–1999 г. в. – от 2,5 до 12 тысяч, а за Wolksvagen Golf 1992–1997 годов выпуска – от 2 до 6 тысяч долларов.

Причина подобного разброса цен может скрываться в непонимании текущего момента отдельными продавцами, которые пытаются “загнать” своих “коней” за ту же сумму в долларах, как и до падения тенге. При этом наотрез отказываясь понимать, что наша валюта со 158 тенге за доллар шлепнулась аж до 364.

– Впрочем, это личное дело каждого, за сколько хочет, за столько и будет продавать, – говорит постоянный эксперт “КАРАВАНА”, ведущий специалист и владелец СТО Денис БЕТАНОВ. – Главное, чтобы покупателю не продали заведомо “убитое” авто.

В Алматы лучше ездить на передне- или полноприводных машинах

– Так как у нас в городе есть верх и низ, то при неожиданных капризах погоды, например гололеде, подниматься вверх по обледенелым улицам владельцам заднеприводной “классики” порой бывает непросто. Поэтому здесь предпочтительнее или полноприводные машины, или хотя бы с передним приводом.

– Какие-то инструменты при осмотре машины понадобятся?

– Нет, если покупатель договорится с продавцом отогнать ее на СТО. Но ехать надо туда, где специалисты после осмотра выдают дефектовочный акт. В нем подробно охарактеризовано состояние ходовой, двигателя, кузова и т. д. Данная процедура обойдется покупателю от 3 до 5 тысяч тенге.

– А если покупатель хочет во всем убедиться сам?

– Тогда пусть берет с собой блокнот, ручку, набор рожковых ключей размером 8, 10, 11 и 12, магнит, несколько тряпок, свечной ключ, зеркальце на длинной ручке, компрессометр, плоскую и крестовую отвертки.

Как проводить осмотр

– С чего надо начинать?

– С проверки документов на машину. Сравните номера в техпаспорте с номерами на агрегатах, цифровые и буквенные обозначения должны быть выполнены одинаковым шрифтом. Если места, где стоят номера, поцарапаны или повреждены, не берите это авто!

– Что делать потом?

Осмотрите машину снаружи, начиная от передка и двигаясь вокруг нее против часовой стрелки. Если найдете какой-то дефект, сразу же запишите его в свой блокнот. С расстояния около 2 метров осмотрите кузов и крышу машины, потом присядьте и с высоты 70–80 сантиметров взгляните на ее бока – нет ли неровностей на крыльях, дверцах, капоте. Встаньте так, чтобы глаза были на уровне крыши, и осмотрите ее. Увидите “волны”, значит, машина была в аварии.

Проверьте, нет ли отличий в оттенке краски на деталях кузова.

Если заметили, то оберните магнит тряпочкой (чтобы не поцарапать краску) и проведите по подозрительным местам. После аварии поврежденные места густо замазывают шпатлевкой, и магнит к ним не прилипает.

Осмотрите зазоры между передними крыльями и рамкой лобового стекла, между лобовым стеклом и капотом, передним бампером и передними крыльями, капотом и фарами, указателями поворотов и передними крыльями, передними крыльями и дверями, боковинами и дверями, передними и задними дверями, крышкой багажника и ее проемом.

Отогните резинки на стеклах – краска под ними должна быть такой же, как на остальном кузове. Сравните оттенок и фактуру краски под капотом и на крыльях, осмотрите лонжероны. Увидели на них складки или сбитую краску? Значит, авто битое.

– А что насчет ржавчины?..

– Загляните под арки колес и под пластиковые накладки кузова, под резиновые уплотнители на дверцах, стеклах и багажнике.

Загоните машину на эстакаду и осмотрите днище. Не стесняйтесь ткнуть отверткой в подозрительные места, возможно, там уже нет железа, а только одна шпатлевка.

– На что обратить внимание в салоне?

– На повреждения панели приборов, на качество крепления обивки. Проверку регулировок сидений начните с кресла водителя. Все циферки счетчика пробега должны стоять в ряд.

Если хотя бы одна стоит криво, значит, километраж “скручивали”.

Осмотрите педаль тормоза, когда под резиновой накладкой просвечивает железо, значит, пробег солидный. Загляните под коврики и убедитесь, что пол не ржавый. Испытайте все переключатели приборов, подъемники стекол, дворники, переключатели фар и указателей поворотов, работу кондиционера или климат-контроля.

Признаки скорой “смерти” двигателя

– Что сделать в первую очередь?

– Засунуть палец в выхлопную трубу и провести по внутренней поверхности. Если двигатель в хорошем состоянии, то копоть совершенно сухая, черно-пепельного цвета. Когда копоть жирная и маслянистая, значит, поршневая система двигателя изношена. Затем поверните ключ зажигания на одну позицию и убедитесь, что на щитке приборов загорелся красный глазок индикатора. Поверните ключ до упора, и, когда двигатель начнет работать, сигнал должен сразу же погаснуть. Если он продолжает гореть, значит, в двигателе упал уровень масла или не хватает давления в системе смазки.

Заведите мотор, он должен работать так, чтобы ни один звук не выбивался из общего гула.

Сядьте за руль и нажмите на газ. Исправный двигатель немедленно отреагирует увеличением оборотов.

Заглушите мотор, выйдите из салона, откройте капот и попросите хозяина еще раз завести машину. При этом стартер не должен издавать скрежет, а мотор обязан завестись сразу же. Когда же двигатель не удается запустить больше 2–3 секунд, значит, он или неисправен, или его не отрегулировали.

Не глуша мотор, откройте крышку горловины для заливки масла – если оттуда выходят выхлопные газы, значит, поршневая группа скоро “умрет”.

“Дедушкин” метод

– Как проверить компрессию на дизелях?

– При отсутствии компрессометра компрессию проверяют “дедушкиным” способом: отсоединяют шланг сапуна на клапанной крышке при работающем моторе и смотрят, не идут ли из сапуна маслянистые пары. Также можно вытащить щуп для измерения уровня масла в двигателе (тоже при заведенном двигателе) и, подставив ладонь, проверить, не брызжет ли оттуда масло. Если да, значит, имеется серьезная выработка в цилиндрах, пары поступают в картер двигателя и выдавливают оттуда масло. Это показатель плохой компрессии.

Вытащите щуп для определения уровня масла и чистой белой тряпочкой сотрите с него остатки масла. Затем под лучами солнца или под сильной лампой посмотрите, не блестят ли на тряпочке мельчайшие частицы металла. Их наличие свидетельствует об износе вкладышей коленчатого вала. Вообще, уровень масла должен быть между двумя рисками – верхней и нижней, ближе к верхней. Само масло – прозрачное, без малейших примесей и мелких вкраплений. Причем у дизелей масло будет черным, но на свету слегка прозрачное. Если это не так, то масло придется заменить.

На крышке масляной горловины не должно быть никакого налета. Наличие смолоподобной черной пасты говорит о том, что двигатель перегревался. То же самое подтверждает ржавчина возле заливной горловины радиатора и в расширительном бачке.

Подставьте ладонь к выхлопной трубе, примерно в 10 сантиметрах от нее. Исправный двигатель даст ритмичный выхлоп. Если на руке осталась влага, значит, прокладка головки блока прогорела, и жидкость из системы охлаждения попадает в камеру сгорания.

Главное – тормоза

– Каким образом проверить исправность приводов на переднеприводных авто?

– Надо выбрать просторную площадку с крутым подъемом, подъехать к нему, тормознуть, а потом вывернуть руль вправо до конца и резко тронуться. Затем проделать то же самое, но руль вывернуть влево.

Так проверяют приводы (гранаты). Когда они исправны, то никакого хруста или щелчков слышно не будет. Один-два щелчка сигнализируют о том, что настала пора их заменить.

– Коробку-автомат можно проверить только в автосервисе?

– Не обязательно. Поставьте рычаг в положение “D” и снимите машину со стояночного тормоза. При этом автомобиль должен остаться стоять на месте, но стоит вам слегка нажать на газ, как авто тронется с места.

На подъем машина должна въезжать задом без проблем. Но если водителю приходится давать газу, значит, коробка изношена.

– Как проверить тормоза?

– На ровном сухом участке дороги разгоните авто до 40–50 километров в час и резко надавите на педаль тормоза. Во время торможения автомобиль с исправной тормозной системой не станет вилять или уходить в сторону. Следы торможения на асфальте – одинаковые.

Но когда при нажатии на тормоз педаль проваливается, значит, в тормозной системе есть воздух. Эту неполадку необходимо срочно устранить.

[X]