Опубликовано: 11600

Как делили Пуп Земли

Как делили Пуп Земли

В поселке Унгуртас, что в Жамбылском районе, Алматинской области, разгорелась настоящая война за гору, которую многие почитают как священную. Считается, что там имеется канал выхода энергии. Это место прозвали Пупом Земли.Мы ехали в поисках места силы, а увидели нечто совсем непонятное. Это шаманские обряды, включая манипуляции с кровью животных, сразу две целительницы, претендующие на главенство над источником “связи с

космосом”. А самое удивительное – оказалось, что Пуп Земли недавно… “перенесли” на другую гору!

Главное – это приятность

В ста километрах от Алматы в небольшом, но знаменитом на всю страну поселке Унгуртас находится волшебная гора. С виду – ничем не примечательная, таких здесь масса. Напротив горы – домишко с вывеской “Бифатима-апа”, ворот нет, двери всегда открыты. Слава о Бифатиме уже с десятилетие передается из уст в уста. К ней едут лечиться, советоваться, искать вдохновения. Одни уверены, что апа – дервиш, другие в сердцах называют шарлатанкой.

Бифатима-апа встречает нас неприветливо – мы припарковали редакционный автомобиль не там, где она указала, ослушались. А здесь она – закон, она – хозяйка горы Унгуртас, которой, впрочем, назначила себя сама.

У апашки на шее следы запекшейся крови – накануне она проводила “лечение” бараньей кровью. Крупный мужчина – брат знахарки Жумагали, приглашает зайти в дом всех прибывших. За столом подают чай с молоком. Чаепитие – это первая ступень шаманского “лечения”.

– Чай для радости, для облегчения, – вещает Жумагали. – Дастархан отрицательным никогда не бывает.

Оказывается, все посетители привозят продукты. Кое-что Бифатима сразу убирает с глаз, остальное выставляется на общий стол. Апа сидит с нами недолго. Целая группа страждущих ждет ее во дворе, на солнцепеке. Она проводит обряд очищения. Апашке подают ковш воды, из которого она обливает каждого. Метит точно в лицо. Рядом стоящий малыш закатывается в задорном смехе. Но взрослым не смешно, они с серьезным видом носят мокрую одежду, снимать которую нельзя.

Потом нас приглашают посетить подземную мечеть, мы спускаемся в помещение примерно 2 на 5 метров. Мужчины и женщины, мусульмане и христиане – все вместе. Жумагали читает молитвы, говорит много, сумбурно, бессвязно. “Главное – приятность”, любит он повторять. Неожиданно в этом потоке слов звучит определение сложившейся ситуации с горой Унгуртас: “Две головы в одном котле – не совместятся”.

То ли цирк, то ли лечение

Все время не покидало ощущение, что мы стали свидетелями какого-то массового помешательства. Словно оказались в утопическом мире чьих-то иллюзий. Без разрешения апашки нельзя никуда ходить, нельзя ничего спрашивать. Одни посуду моют, другие хозяйственные работы выполняют… Некоторые остаются здесь на несколько дней, а кто-то – даже на месяцы. Размещают всех тут же, в многочисленных пристройках на территории владений Бифатимы, которые совсем не тянут на комфортные апартаменты. Простота здесь в почете. Гульжан из Алматы привезла сюда маму, у которой проблемы с ногами. Она нам и рассказала о вчерашнем кровавом обряде-лечении.

– Принесли барашка, нас всех опустили в яму, тут, знаете, такая общага, мы все должны молиться и переживать друг за друга. С горлышка всех апа облила кровью и с нами тоже окунулась, потом нас отправила на речку, сама еще полдня так ходила. Потом маму этой шкурой обвернули, она три часа попотела, так тело размягчается, соли выходят…

И если соли действительно при таких манипуляциях могут выйти из организма, то коэффициент полезности другого обряда, мягко говоря, на нуле: мы увидели, как человек десять легли на землю, в чем были, а Бифатима прыгала на своих сухоньких ножках по спинам “пациентов”…

Есть ли эффект от ее методики – неизвестно, в поисках помощи людям зачастую бывает не до здравого смысла. Наконец мы улучили минутку, чтобы поговорить с самой Бифатимой.

– У каждого, кто ко мне приходит, – разные проблемы. У кого-то спина, у кого-то попа болит, просят снять узы безбрачия… Мне без разницы, какую просьбу выполнять. Все, что я говорю и делаю, – по наставлению Аллаха.

Пуп Земли…перенесли!

По рассказам посетителей, Бифатима долго искала это место и наконец “почувствовала” его. Но сегодня она не единственная претендентка на волшебную гору. Про ее конкурентку – Айман – говорят, что когда-то она лечилась у апы. Увидела, что у той дела хорошо идут, и теперь отгородила Унгуртас забором, строит санаторий и тоже хочет лечить.

Бифатима уверяет, что работает не ради денег, что у нее нет фиксированной ставки за услуги: берет, сколько дают. И половину того, что получает, отдает нуждающимся. Однако знающие люди предупреждают: ставка за лечение у Бифатимы – не меньше ста долларов.

– Это недорого, мы в санатории лежали 10 дней, 100 тысяч отдали, я так была расстроена, – говорит нам Гульжан. – Не увидела со стороны врачей ни ухода, ни сочувствия, ни милосердия. Может, бабушка поможет? В прошлом году здесь был мужчина, его привезли на носилках, через 3–4 месяца он начал ходить. Мы в нее верим...

Вера во все времена творила чудесные вещи с человеком. Почитатели Бифатиму превозносят. Сегодня дела у целительницы-шаманки идут в гору.

Но вот только с самой горой Унгуртас, откуда, по поверью, бьет фонтан энергии, – проблемы. У второй целительницы, Айман, – документы на владение участком. И Бифатима решила перенести Пуп Земли… на другую гору! Теперь новый Пуп Земли находится гораздо правее старого и стоит не у дороги. Мы сходили и туда. У горы вместо вершины – подобие желоба, говорят, что под ней есть захоронение. Впрочем, то же самое говорили и про первый Пуп. Легенды здесь имеют свойство повторяться.

Чуть поодаль стоит гора Любви, на ней – два непримечательных камня, символизирующих женское и мужское начало, тут принято просить о любви, о семье и детях.

Святых тут нет!

В поселке Унгуртас мы поговорили с местным жителем Ержаном Дауренбаевым, медиком и юристом по образованию. Он рассказал нам, что раньше, когда гора была самой обычной и ни одного целителя не было поблизости, тут простирались пастбища.

– Всю жизнь мы там играли, картошку пекли на этой горе, а теперь что творится? Это на хорошую ногу поставленный бизнес. Барана у нее покупаете, у нее же режете. Якобы она переводит болезнь на барашка. Она построила там баню, весь слив идет в общественный арык. К ней приходят лечиться, живут там, моются – у кого-то кожные, инфекционные, раковые заболевания, а потом эта вода уходит в арык, а там все руки моют, поливают огороды. Какое здесь лечение?! Это же антисанитария! Для иностранцев, россиян она – экзотика. Но это дикость! В прошлом году мы писали в прокуратуру и в СЭС, но безрезультатно.

Мы поинтересовались у Ержана, с кого же началась история о Пупе Земли?

– Приезжал академик Бронников, вроде бы там нашли какой-то энергетический выход, в чем я весьма сомневаюсь. По мне видно, что я святой? Ни одного областного акима нет из Унгуртаса, ни одного министра, ни одного великого человека! Ничего такого здесь нет! Недавно показывали по ТВ на нее похожую женщину в Кордае, та говорит, что Пуп Земли находится у них, а не в Унгуртасе…

И даже то, что в Унгуртас автобусами привозят туристов, в том числе иностранных, местных не радует. По словам Дауренбаева, апашку сторонятся – уж больно сердита. В ее целительские способности унгуртасцы не верят, считая ее “хорошим психологом”.

В поселке нас постоянно спрашивали: “Кто вас подослал?”. И искренне удивлялись ответу – “никто”. Потому что ходят тут разговоры о неких высоких покровителях. Ну не могут наши люди без покровителей…

Дьявольская техника

Мы разыскали соперницу Бифатимы – целительницу Айман, она живет в Алматы. Это она поставила забор у подножия горы, строит беседки. Говорит, что там будет бесплатный центр отдыха. На каменной стеле на верху Унгуртаса высечены имена ее и сестры-близняшки Шолпан, которой уже нет в живых. У самой Айман, по ее словам, есть сертификаты о признании ее дара ясновидения. Правда, кем они выданы, женщина не уточнила.

По ее словам, знакомство с Бифатимой произошло в 1999 году.

– Я нашла ее в Туркестане, она там бегала с палками, ругалась. Бифатима – вымышленное имя. Она мне тогда сказала: “Айман, через тебя проходит дух матери земли”.

Айман говорит, что гору увидела во сне и привезла сюда апашку. Про методы, которыми лечит Бифатима, она наслышана и возмущена не меньше местных жителей.

– Знаете, как это называется? Людей кровью обливать – это страшно, это дьявольская техника! Может, у барана бруцеллез, туберкулез, а если кровь попадет в болячку, что будет? Или берет мутную водичку из арыка, где рядом ишаки, коровы, собаки ходят, и этой водой брызгает людям в лицо. А если конъюнктивит? Говорю ей: “Ты ненормальная, хочешь всех заразить?”. А она отвечает: “Я так лечу!”.

В кого верить – сами выбирайте

Несмотря на всю дикость лечения, слава Бифатимы уже вышла за пределы не только Жамбылского района, но и Казахстана. Люди, разочарованные в медицине, тянутся к народным знахарям. Одним экзотическое лечение помогает, другим – вредит. Как сказал один из местных жителей, человек так устроен, что ему надо во что-то верить: одни выбирают в качестве объекта веры Бога, другие – власть, третьи – родного отца, четвертые – таких, как Бифатима. Может, на самом деле и не важно, чем и как лечит апашка – лишь бы людям помогало. Вот только с Пупом Земли непонятно как-то получается… Разве можно пуп перенести?!

Унгуртас

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи