Опубликовано: 4000

Как банкиры давят на родственников человека, взявшего кредит

Как банкиры давят на родственников человека, взявшего кредит Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Один мой коллега, циник и сквернослов, когда речь заходит о банках, обычно говорит: “Не забывайте, что это организации, которые деньги делают из денег! Из наших с вами денег! И делают это открыто и десятками способов!”.

Вспомнила я слова Гошки, когда мне понадобилось взять кредит.

Не скажу, что сумма нужна была большая: не больше, чем полтора моих месячных заработка. Собрались с семьей в отпуск, просчитали поездку, денег выходило впритык. А без заначки на форс-мажоры в чужую страну ехать нельзя. Этому мы давно научены.

В общем, прихожу в один банк, радую там менеджера в кредитном отделе новостью о том, что мне нужны деньги, называю сумму, говорю, что отдам ее банку за 3 месяца, и человек напротив меня предоставляет расчеты, сколько я должна буду переплатить, возвращая заем месяца за три. Я киваю головой, меня всё устраивает, менеджер отправляет заявку на кредит куда-то на утверждение, потом торжественно заявляет:

– Вам одобрили на год!

И предоставляет новые расчеты, по которым выходит, что я отдаю банку что-то уж очень много. Чуть ли не в полтора раза больше, чем беру.

– Чем больше срок кредитования, тем больше банк с меня срубает? – спрашиваю я менеджера.

– Да, – кивает тот.

– Но я не хочу брать 300 тысяч тенге на год, я в состоянии отдать их за 3 месяца…

– Женщина, вам утвердили на год!

В общем, в тот банк, где так явно пытались раскрутить меня на лишние 100 тысяч, я больше ни ногой.

Иду к другим банкирам. В этом банке меня тоже встречают понимающие глаза менеджера, который предлагает даже стакан воды, жара ж на улице, а услышав о том, что я хочу оформить здесь кредит, менеджер просто засиял улыбкой:

– Сейчас я закину заявку на одобрение!

Ждем одобрения. Как ни странно, мне одобряют заем на полгода, и, хотя не на 3 месяца, как я хотела, но прошу менеджера буквально карандашом по бумаге расшифровать мне выплаты. Он объясняет:

– Основной долг, проценты банку, страховка…

– Стоп, – говорю я, – страхование в нашей стране – дело добровольное. За исключением обязательного медицинского. Я имею полное право взять кредит без страховки. Мне жалко не одну тысячу тенге отдавать страховщикам. Я обычный казахстанский журналист с рядовым окладом!

– Хорошо, – спокойно пожимает плечами клерк. – Давайте посчитаем без страховки.  Многие казахстанцы продолжают жить не по средствам, подсаживаясь на «иглу кредитования» – эксперты

И предоставляет мне расчеты, согласно которым без страховки я уплачу в банк еще больше, чем с ней.

– А что вы хотите, банк предусматривает свои риски, – поясняет менеджер.

В общем, не стала я брать кредит, а пошла домой и усадила свою семью пересматривать бюджет путешествия. Обошлись двухзвездочным отелем, душ и кровати есть и там, и отменили поход в цирк. Отдохнули нормально и без долгов.

Но мой опыт общения с банками – ничто по сравнению с тем, что имеется у моей подруги. Если позволите, теперь от ее лица:

– Звонит девочка из банка (пока не будем его называть), представляется сотрудницей отдела по проблемным кредитам, спрашивает: “Вы Айман такая-то?”. – “Да”. – “Повлияйте на своего брата, взявшего у нас кредит и не делающего ежемесячные выплаты, или мы перейдем к более серьезным мерам”. Спрашиваю: “Какого брата?”. Называют имя, фамилию, отчество. Они мне знакомы.

А дело в том, что мой отец был вдовцом, когда встретил нашу маму. И от первого брака у него был сын, который после смерти матери воспитывался у ее родственников. Я его не видела никогда! Ибо я самая младшая в семье, и, когда я родилась, этот парень уже строил свою самостоятельную жизнь. С отцом он, может быть, еще и общался, а с новой его семьей – нет. Но почему из банка звонят мне? Брат же не мог оставить моих контактов, когда брал кредит, потому что просто не знает их! Спрашиваю об этом сотрудницу банка. Она говорит, что мои данные есть в базе банка, я когда-то открывала там счет, а с проблемным заемщиком у меня одинаковые фамилия, отчество и место рождения. Это совпадением быть не может, поэтому было принято решение потревожить меня.

Я отвечаю, что, увы, ничем помочь не могу. Девушка пытается меня уговорить: “Не может быть, чтоб вы не знали, где ваш близкий родственник, идите и “внушите ему совесть”. Но я советую мне больше не звонить.

Думаете, на этом всё?

Звонки из банка продолжаются уже 2 года с регулярностью примерно 2 раза в месяц! Я уже минимум 10 разным сотрудникам этого бардака рассказывала ту же историю, что самой первой девушке, но там всем наплевать на мой покой. Мне звонят, звонят и звонят.

Сходила в филиал этого БВУ в Кызылорде, прорвалась к какому-то там руководителю, тот на мои претензии ответил, что звонки родне недобросовестных заемщиков – обычная практика, что я вообще от него хочу? А вот банк хочет, чтобы мой брат отдал ему долги. В общем, теперь каждый раз, когда мне звонят, я начинаю ругаться. В любых выражениях, которые приходят на ум. Приличия кончились. Иссякли.

Очень неприятная, согласитесь, история. И ведь бесконечная.

Кызылорда

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи