История с активной позхицией
![]() |
Своеобразной "машиной времени" стала выставка живописи южноказахстанских художников 50–70-х годов, открывшаяся в областной художественной галерее Шымкента. |
Явная “идеологичность” картин, написанных в стиле соцреализма, сейчас уже воспринимается совершенно спокойно, как часть истории. А оптимизм и энергетика, буквально бьющие с иных полотен, способны зарядить позитивом и современного зрителя, которому это, оказывается, все так же необходимо.
– Художники 40–60-х годов имели активную жизненную позицию, – говорит заведующий художественной галереей Айнабек ОСПАНОВ, – а потому закономерно, что ведущую роль в их творчестве играло воспевание красоты жизни.
На выставке представлено сто полотен из запасников краеведческого музея ЮКО. Картины несколько десятилетий провели практически без зрителя – в Шымкенте просто не было выставочного зала, не говоря уж о галерее. Перед демонстрацией работникам галереи пришлось немало потрудиться, чтобы провести чистку и даже реставрацию картин.
– Еще далеко не все работы открыли нам свои секреты, – говорит Айнабек Мынжасарович. – Остаются вопросы по авторству ряда произведений.
Но те картины, история которых восстановлена, стали поистине говорящими полотнами.
Вот “Портрет поэтессы Иманбаевой” (художник Калимов) – первой женщины в Казахстане, восставшей против многоженства. Будучи пятой женой престарелого кочевника, женщина написала письмо Жангельдину и добилась первого официального развода. Впоследствии она стала знаменитой казахской поэтессой. Неизбежная революционная серия “Интернациональный поход Жангельдина”, “Первая большевистская семерка”, “За новую жизнь”… А вот буквально документальный цикл: старые улочки Шымкента и индустрия Южного Казахстана. По ним, как по учебнику, можно изучать этапы становления города и области.
Выставка оказалась не просто демонстрацией художественной живописи, но и своеобразным историко-познавательным актом. Практически каждая картина открывает зрителю целый пласт истории родного края, малой родины – сложной, драматичной, наполненной трагическими коллизиями, где рядом шли победы и катастрофы.
– Это главная задача живописи – картины должны жить, показывать и говорить! – убежден Айнабек Оспанов.
Данил ШЕМРАТОВ, Шымкент
Оставить комментарий
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи