Опубликовано: 4100

Иртыш: ждать ли катастрофы?

Иртыш: ждать ли катастрофы? Фото - Виктор ВОЛОГОДСКИЙ

Мало воды – плохо, много воды – снова плохо… В этом году Иртыш попутал берега и ясно показал, какой привет может приплыть с китайской стороны и насколько водное хозяйство нашей страны к этому готово. Точнее, насколько должно быть готово.

Июнь выдался в Восточном Казахстане напряженным. С 4–5-го числа течение в Черном Иртыше пошло бурунами, 10-го вода стала подниматься, как закипающее молоко. 13-го в Курчумском районе объявили ЧС природного характера – возникла угроза подтопления села Буран. 16-го приток в Бухтарминское водохранилище (в львиной доле за счет Черного Иртыша) достиг беспрецедентной интенсивности в 3 600 кубометров в секунду. С 18 июня, после экстренного визита в регион главы республиканского комитета по водным ресурсам Ислама Абишева, на гидростанциях Иртышского каскада начали сброс в аварийном режиме. В Усть-Каменогорске подтопило дачи, залило набережную, через несколько дней поплыли пригороды Павлодара…

К началу июля Бухтарминское водохранилище впервые за свою полувековую историю наполнилось под завязку – 49,4 кубического километра. До предельного уровня осталось 4 сантиметра, или около 0,2 кубокилометра. И вода продолжает прибывать...

Тайна за семью плотинами

Откровенно говоря, само словосочетание “многоводный Иртыш” сбивает с толку. Из года в год СМИ, в том числе “КАРАВАН”, били тревогу по поводу обмеления реки. Делали прогнозы, что будет с экономикой и экологией из-за дефицита воды. Критиковали правительство за беззубость в переговорах с Китаем по Черному Иртышу… И тут на те: река шпарит, будто сорвало вентиль. Что случилось?

Если судить по данным “Казгидромета”, с приходом июньских дождей водность таких более или менее крупных притоков, как Курчум, Нарын и Кальджир, выросла на 10 процентов. А вот Черный Иртыш с каждым днем начал практически удваиваться.

– За последние десять лет Черный Иртыш самое большее 2–3 дня шел под 1 100 кубов в секунду, – рассказал заместитель руководителя облуправления природных ресурсов и регулирования природопользования Виталий Чернецкий. – А в этом году река шпарит уже 20 дней. Вода стала “прыгать” с Китая. В самый критичный день, 16 июня, приток в водохранилище составил 3 600 кубов в секунду.

Все, что связано с водой, у китайских товарищей традиционно под грифом секретности. Но есть Интернет и спутниковая съемка планеты – они нам в помощь. Поработаем разведчиками. Подводим курсор к китайской части Черного Иртыша в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). На реке Кабе (приток Черного Иртыша) замечательно видны два водохранилища с плотинами высотой 50–100 метров. На другом притоке – Бурчуне – еще три серьезных водохранилища, у одного объем не меньше 100–120 миллионов кубов. На самом Черном Иртыше 6 или 7 водохранилищ с очень приличным объемом. Плюс многочисленные озерушки, резервуары, ирригационная сеть…

Вывод напрашивается сам собой: похоже, из-за паводка в СУАР срочно стали понижать уровень своих водоемов – сливать их. По пути к казахстанской границе воды становилось все больше, по цепочке она набрала критическую массу и жахнула в Иртыш.

– Уже две недели от Зайсана до Бухтарминской ГЭС гуляет мощная приливная волна, – отметил замруководителя управления. – Ударится о плотину – и назад. Это счастье, что плотина построена очень хорошо, с большим пределом прочности.

Никакой самодеятельности

На днях вице-министр МДВ Юрий Ильин одной из причин водной “чрезвычайки” назвал отсутствие резерва в Бухтарминском водохранилище. Мол, проспали, не слили за осень-зиму воду. Так ли это? Как пояснили в Иртышской бассейновой инспекции, все расчеты и решения строятся на прогнозах “Казгидромета”. В данном случае прогноз обещал приточность 1 700 кубов в секунду. В реальности, как уже говорилось, пошло по 3 500 кубов в секунду. Ошибочка в 200 процентов! Но даже если бы предсказания “Казгидромета” уложились в допустимую техническую погрешность плюс-минус 20 процентов, такая неточность при водоеме в 49 кубокилометров чревата, мягко говоря, неприятностями.

Самое любопытное, восточноказахстанские специалисты давно предсказывали большой “день Нептуна”. В распоряжении редакции оказалось прошлогоднее письмо на имя бывшего главного чеэсника республики Владимира Божко.

В нем черным по белому написано об опасном темпе наполнения Бухтарминского водохранилища, об угрозе аварийных сбросов, о необходимости пересмотра режима расхода воды на иртышских ГЭС, о важности резерва в 1,5–2 кубокилометра на водохранилище… Думаете, в Астане кто-то внял тревоге? Ничуть.

В столичных кабинетах, напротив, утвердили скромный режим расхода воды на ГЭС. В том числе, видимо, и с согласия руководства службы ЧС. В итоге к лету воды в Бухтарминском водохранилище оказалось под завязку, и для “привета” из Китая места там не было.

Лебедь, рак и щука

Не секрет, что за решениями о режиме расхода воды на Иртыше стоят разные игроки, и у каждого свой интерес. Хозяевам ГЭС нужно как можно больше выработать электроэнергии, а значит, круглый год иметь ровный мощный сброс. Павлодарцам нужны обильные весенние попуски для залива поймы, то есть гарантированный накопленный запас в водохранилище. Есть еще интересы Карагандинской и Акмолинской областей, чьи промышленность и коммунальное хозяйство питаются в основном за счет канала Иртыш – Караганда (имени Сатпаева). И интересы соседнего российского Омска, который периодически страдает из-за разливов… По словам специалистов, при расчете объема сброса надо учитывать даже то, что в холодный период Иртыш начинает замерзать снизу. Река ниже Шульбинского водохранилища может пойти наледью, увеличить толщину льда и вызвать весной наводнение.

– Игроков, участвующих в выработке предложений, не один и не два, – высказал мнение Виталий Чернецкий. – На Иртыше сложная цепочка регулирования, и надо быть ювелиром, чтобы все предугадать. Можно привести пример 2013 года, когда павлодарцы в обиде, что им не дали достаточно воды, надавили на госорганы, и бассейновой инспекции пришлось всю работу построить на максимальное накопление воды. Сейчас мы расхлебываем последствия. Возможно, надо еще раз посмотреть Правила использования Верхне-Иртышского каскада ГЭС с учетом шанса получить “подарок” с китайской стороны.

Сегодня и на будущее

Так все-таки, что ждет казахстанский Иртыш? Сколько будет воды? Как отметили в управлении природных ресурсов и регулирования природопользования Восточного Казахстана, с учетом ударного наращивания экономики в СУАР отъем воды из Черного Иртыша будет нарастать. В перспективе в засушливый период может дойти даже до падения выработки электроэнергии Бухтарминской, Усть-Каменогорской и Шульбинской ГЭС.

– Изменения климата приводят к тому, что внутри классических природных циклов погода раскачивается, – заключил замруководителя. – В период многоводных лет могут быть суперзасушливые месяцы и даже годы, а в маловодный – все зальет. Мы потеряли равномерность климатических изменений. Наш огромный плюс, что благодаря иртышскому каскаду мы можем все-таки влиять на ситуацию – регулировать сбросы. Иначе мы только констатировали бы, кого подтопило, кого унесло, каков размер убытков.

Усть-Каменогорск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи