Опубликовано: 6400

Городок раздора: суд на миллиард

Городок раздора: суд на миллиард Фото - Тахир САСЫКОВ

Финансист Бахт НИЯЗОВ обвинил сенатора Талгата МУСАБАЕВА в непрямом давлении на его бизнес. Причиной раздора стали права на коттеджный городок в Алматы, который хотели построить партнеры – сам Ниязов и зять космонавта, предприниматель Виктор МОРОЗОВ. Через свою компанию “Маунтин Драйв Баганашил” Ниязов подал в суд на компании своего “сотоварища”.

Супруга предпринимателя Гульнара МУСАБАЕВА рассказала “КАРАВАНУ” подоплеку процесса.

– Гульнара, скажите, кто инициатор суда и в чем суть процесса?

– В конце августа ТОО “Маунтин Драйв Баганашил” (его собственник Бахт Ниязов) подал иск в специализированный межрайонный суд Алматы. Истец требует исключить ключевые пункты из восьмистороннего соглашения. Это соглашение было подписано два года назад компаниями Ниязова и Морозова.

Первый пункт обязывает ТОО “Маунтин Драйв Баганашил” передать стороне Морозова в залог участок земли, который был ранее передан Морозовым в адрес ТОО “Маунтин Драйв Баганашил” в качестве обеспечения обязательств по соглашению.

Второй – что ТОО “Маунтин Драйв Баганашил” не должен был начинать работы по строительству объекта, не согласовав с нашей стороной все условия (включая проведение тендера и согласование всех сопутствующих расходов).

И, в-третьих, основным условием соглашения является то, что сторона Ниязова должна самостоятельно финансировать строительство.

Притом что фактически финансирование производится за счет средств дольщиков. Если исключить этот пункт, то из договора будет удален механизм расчетов между сторонами проекта. Будут нарушены права Морозова как партнера в проекте. Это неприемлемо. По расчетам ТОО “Маунтин Драйв Баганашил”, которые они представили, расходы на строительство жилого комплекса стороной Ниязова превысили 1,5 миллиарда тенге.

ТОО “Маунтин Драйв Баганашил” указал в своих письмах и в иске, что “все квадратные метры должны отойти им”.

Более того, сторона Морозова еще осталась и должна стороне Ниязова 217 миллионов тенге! Мы такое принять не можем. Сторона Морозова передала по соглашению компании Ниязова 3 участка земли бесплатно, 4 здания – без оплаты, 5 земельных участков под дороги за 5 тысяч тенге, при этом он еще остался должен.

– На какой сейчас стадии процесс?

– Суд назначил строительную экспертизу для подтверждения расходов ТОО “Маунтин Драйв Баганашил”. Сейчас мы запросили у суда бухгалтерские документы.

– Откуда возникла сумма долга Виктора Морозова в Казахстане? Называют то 800 миллионов, то 1,5 миллиарда долларов. Ваша семья на самом деле должна государству или банкам такую сумму?

– Нет, наша семья не имеет к этому отношения. Сейчас у ТОО “Алгабас Девелопмент” (из группы Морозова) есть задолженность перед Фондом проблемных кредитов. Это подтверждено судом. Но этот долг обеспечен залогом.

Насколько я знаю, ТОО “Алгабас Девелопмент” в 2006 году взяло кредит в АО “Казком” для строительства развязок. Эти деньги были использованы для выкупа ветхого жилья под проект и строительство самих развязок. На это ушло примерно 120 миллионов долларов. Проект кредитовало АО “Казкоммерцбанк”.

Город должен был выкупить эти развязки, восполнить затраты застройщика, чтобы он вернул банку кредит. Но у акимата денег не нашлось.

В 2006–2007 году акимат предложил взамен взять в долгосрочную аренду почти 300 гектаров земли в Алатауском районе одним большим куском на развитие. Потом эти земли “Алгабас Девелопмент” выкупил.

Примерно год после этого компания платила арендную плату акимату. Была надежда, что банки будут финансировать новый проект – строительство на этой земле города-спутника с экономичным жильем. Но наступил кризис, и банк отказал. Виктору сказали, чтобы он сам искал инвесторов. Искали довольно долго, разработали мастер-план, вложили в этот проект деньги. Когда договор с иностранными инвесторами был готов к подписанию, банк снова отказался быть партнером. Сенатор Талгат Мусабаев намерен подать в суд за клевету на финансиста Бахта Ниязова

– Банк какой?

– Казкоммерцбанк. При слиянии с БТА Казкоммерцбанк передал те долги в БТА. Суммы начали расти. Застройщик из-за отсутствия финансирования не смог освоить вовремя проекты. Не было возможности обслуживать кредит. Мы же не можем с нуля продавать экономичное жилье. Закон это запрещает.

Мы должны были поднять стены и только после этого привлекать дольщиков.

Полученные деньги должны были пойти на погашение кредита. Долг начал расти.

– В прессе гуляют разные цифры долга – от одного до полутора миллиарда долларов. Как это получается?

– При передаче долга между банками насчитали проценты и пеню. В итоге долг со 120 миллионов вырос до 280 миллионов долларов. Это сумма основного долга. Когда он попал в Фонд проблемных кредитов, сумма выросла до около 800 миллионов.

– Банки обычно не дают кредиты без залогов. Вы залоги передавали?

– Передавали. Это один большой участок земли в районе Алгабаса и несколько участков, разбросанных по городу. В основном в элитных районах. Этот залог так и передавался из одного банка в другой.

– В какую сумму оценивался залог?

– В районе 500 миллионов долларов. Это четыре раза перекрывало кредит. Ситуация накалилась из-за отказа банка взять заложенное имущество в обеспечение долга. Тем самым задолженность выросла почти в 7 раз.

– Давайте вернемся к проекту “Маунтин Драйв”. Что он из себя представляет?

– Задумка была такая. Сначала мы начали строить ЖК “Сан-Таун”. Затем начали строительство частных домов. Потом планировали запускать следующие очереди. Есть квартал частных домов, есть с многоквартирными домами, есть с таунхаусами. И каждый район назывался по-своему. Но потом мы решили назвать все сразу – “GreenLandia”.

– Мы – это кто?

– Семья моя. Конкретно Виктор Морозов. Он автор всего проекта

– Проектную документацию кто разрабатывал?

– Тоже мы. Еще до появления Бахта Ниязова у нас были свои буклеты с планами квартир и метражом.

– Сейчас на территории “Green­Landia” идут работы. Чьи проекты используются?

– Ниязов пришел, чтобы достроить проект из 4 домов. Это же нельзя назвать новым проектом. Проектная документация по всему городку тоже была подготовлена Виктором Морозовым.

– По вашим словам, Ниязов присвоил себе идею всего комплекса?

– Нет, он называет себя вдохновителем. Это все не так. Когда Бахт Ниязов появился на горизонте, уже стояли многоквартирные дома и частные виллы, были намечены дороги и проведены коммунальные сети.

– Все-таки почему эти 4 многоквартирных дома не были достроены? В чем причина?

– Денег не хватило. Когда мы пытались продать часть квартир в недострое, то оказалось, что большие квартиры сейчас плохо идут. Если у кого-то есть 250 тысяч долларов, он может позволить себе и дом построить. Было принято решение сделать квартиры меньше. До этого Бахт Ниязов взял 8 квартир в одном из домов, чтобы потом перепродать. Эта покупка переросла сначала в инвестиционное соглашение, а потом и в то соглашение, условия которого сейчас рассматриваются в суде.

P.S. Перед выходом материала “Все дороги ведут в суд” в № 39 редакция “КАРАВАНА” направила официальный запрос председателю совета директоров ТОО “Real Invest Group” Бахту Ниязову. Запрос сводился к пяти пунктам, которые вызывали сомнение у редакции. Это:

– Кто был инициатором сотрудничества в рамках проектов “Сан-Таун” и “Маунтин Драйв” – Виктор Морозов или Бахт Ниязов?

– Прятался ли Виктор Морозов от правосудия в Эмиратах или все-таки сам Бахт Ниязов выезжал к партнеру на переговоры?

– Какая компания строила “Маунтин Драйв”? Кто определял подрядчика?

– Были ли построены трехэтажные дома ЖК “Сан-Таун”?

– Как распределились доходы/расходы между партнерами?

Так предполагалось пригласить Бахта Ниязова и ТОО “Real Invest Group” к диалогу. До этого времени финансист не демонстрировал документы ЖК “Сан-Таун” и “Маунтин Драйв”. После получения и публикации ответов можно было бы сравнить позиции двух партнеров. Есть подтверждение, что компания получила наш запрос.

Гульнара Мусабаева, супруга Виктора Морозова, такие документы “КАРАВАНУ” показала. В оригинале. Документальное подтверждение было главным условием публикации обоих материалов.

Ответа от Бахта Ниязова и ТОО “Real Invest Group” мы не дождались. Более того, он обвинил “КАРАВАН” в нарушении журналистской этики и пообещал подать в суд за клевету.

Уважаемый г-н Ниязов, двери “КАРАВАНА” открыты.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи