Опубликовано: 3900

Горная война

Горная война

65 лет прошло со дня Великой Победы. Среди тех, кто защищал Родину от фашистов, а затем гнал их до самого Берлина, были и казахстанские спортсмены-альпинисты.Стратегический Кавказ

Когда 22 июня 1941 года враг напал на Советский Союз, при наборе добровольцев в армию в первую очередь ценилась физическая подготовка молодых людей. У спортсменов с ней не было никаких проблем, а у альпинистов – тем более. Скалолазы и горовосходители были очень нужны фронту. Необходимость в них увеличилась летом 1942 года, когда началась битва за Кавказ.

Баку и Северный Кавказ были основным источником нефти для всей экономики СССР. После потери Украины резко выросло значение Кавказа и Кубани как источников зерна. Там же находились запасы стратегического сырья. Например, Тырныаузское месторождение вольфрамово-молибденовой руды. Взятие Кавказа могло бы оказать заметное влияние на общий ход войны против СССР – для этого была создана группа гитлеровских армий, получившая код “А”. В ее состав помимо прочих вошла 1-я горнострелковая дивизия вермахта, укомплектованная выходцами из горных районов Южной Германии, Баварии и Австрии. В дивизию набирали солдат не моложе 24 лет, с опытом ведения боевых действий выше снеговой линии. Многие ее боевые стрелки до войны в период развития советского альпинизма работали на… Кавказе инструкторами. Эти горы они облазили вдоль и поперек, знали там каждую кочку. В Советской Армии тоже существовали горнострелковые части, однако должной подготовки они не имели – СССР не был готов к войне с Германией.

Альпинистов искали по всем фронтам

В этой ситуации фронту очень пригодились действующие альпинисты. К тому времени в Казахстане было много сильных спортсменов, имевших за плечами не одно высотное восхождение. К примеру, уроженец Верненской (Алма-Атинской) области Иван Сергеевич Тютюнников, который в 1935 году в составе первой альпиниады комсомольцев и молодежи Казахстана поднялся на Мало-Алматинский пик (переименованный вскоре в пик Комсомола). А на следующий год в составе группы Евгения Михайловича Колокольникова он совершил восхождение на Хан-Тенгри на Центральном Тянь-Шане. Войну Тютюнников, окончивший пехотно-пулеметное училище во Фрунзе (ныне Бишкек), начал младшим лейтенантом, а закончил майором. В 1942-м с Белорусского фронта он был срочно переброшен на туапсинский участок, где сдерживал альпийские дивизии фашистов на пути к Черному и Каспийскому морям. После войны Тютюнников – первый казахстанец – заслуженный мастер спорта по альпинизму – возглавил Республиканскую школу инструкторов альпинизма (РШИА) в Заилийском Алатау. Школа стала главной базой альпинистской работы в Казахстане, своеобразным учебным комбинатом, в котором готовили альпинистов всех профилей и уровней: инструкторов, разрядников, значкистов.

Легендарный Колокольников

Вместе с Иваном Сергеевичем Тютюнниковым РШИА возглавлял другой знаменитый казахстанский альпинист Евгений Михайлович Колокольников. По профессии он был художником и топографом. Тщательно собрав данные о географии высокогорных районов Заилийского Алатау, Колокольников к 1941 году составил и опубликовал их географическую схему, которая стала незаменимым пособием для альпинистов. Евгений Михайлович был одним из организаторов альпинизма в Казахстане. В годы войны сражался в составе легендарной 8-й гвардейской Панфиловской дивизии под Москвой, был помощником командира взвода разведчиков, работал непосредственно с генералом Иваном Васильевичем Панфиловым. В 1942 году Колокольникова отозвали на Кавказ на курсы по подготовке горных стрелков. Там Евгений Михайлович командовал батальоном, а когда немецкие горные стрелки, не сумев пробиться через Кавказские горы, были переброшены на Карпаты, отправился туда добивать фашистов. Войну Евгений Михайлович закончил в Праге в чине капитана.

“Сволочей” в “Горельнике” не было

Республиканская школа инструкторов альпинизма, которой после войны руководили Тютюнников и Колокольников, была образована на базе Всесоюзной школы инструкторов горной подготовки в “Горельнике”, где по приказу Сталина в годы войны готовили инструкторов и горных стрелков. С 1943 по 1946 год из стен “Горельника” вышло 1500 инструкторов и более 12 тысяч горных стрелков. История этой школы послужила основой для скандального фильма Александра Атанесяна “Сволочи”. В картине рассказывалось о том, что “Горельник” якобы представлял собой диверсионный лагерь, в котором малолетних преступников готовили для заброски в фашистский тыл.

На самом деле в “Горельнике” обучались не трудные подростки или уголовники, а обычные красноармейцы. И об этом постоянно говорили те из фронтовиков, кто работал в школе. Среди них Юрий Николаевич Менжулин, который скончался только в прошлом году. В 20 лет, еще будучи сержантом, он стал первым начальником учебной части школы. До этого он успел окончить Ленинградское военно-морское училище имени Фрунзе, повоевать в составе сводного курсантского батальона на ближних подступах к Ленинграду. По признанию Менжулина, альпинистская закалка помогла ему выжить в тех боях. Вместе с артиллерийским училищем он был эвакуирован из-под бомбежек в Талгар – пригород родной Алма-Аты, где возглавил учебную часть военной школы горной подготовки. Впоследствии Менжулин попал на фронт, с боями прошел всю Европу, был дважды ранен и закончил войну в Праге. Сам Юрий Николаевич любил вспоминать взятие Русского перевала осенью 1944 года. Тогда группа из восьми человек во главе с ним сумела незаметно обойти охраняемый со всех сторон узкий участок шоссейной дороги, которая вела в Закарпатье, и сделать вид, будто в тыл противнику зашла целая армия. Шума было наделано много. Немцы запаниковали, и многих из них удалось уничтожить.

Неженская профессия

Среди инструкторов военной школы в “Горельнике” были мужчины. Исключением стала Татьяна Яковлевна Торянова – лейтенант по званию, которая была первой женщиной-инструктором по альпинизму, готовила курсантов к боям в горных условиях. Татьяна Яковлевна, здравствующая и проживающая в Астрахани, после знаменитой альпиниады 1935 года поступила в Среднеазиатскую школу альпинизма в Левом Талгаре. Пару лет спустя она первой из девушек получила диплом инструктора по этому виду спорта. Как только в “Горельнике” стали готовить горных стрелков, Торянову тут же мобилизовали для преподавания в этой школе, хотя тогда она была начальником Илийского ОСВОДа и по совместительству работала водолазом в Госпароходстве. Интересно, что эта далеко не женская профессия помогла Татьяне Яковлевне познакомиться с ее будущим мужем. Тот уронил винтовку в реку Или. По тем временам это могло обернуться расстрелом. Но Торяновой удалось найти оружие.

После прохождения курса подготовки горных стрелков Торянова в составе группы из 60 человек была отправлена на Кавказ. Это произошло накануне его освобождения от немцев. О своем покорении Кавказа “эдельвейсовцы” заявили в середине августа 1942 года, водрузив на Эльбрусе нацистский флаг. Однако в феврале 1943-го советские альпинисты сняли с вершин немецкие знамена и установили флаги СССР. Легендарными стали имена участников той акции. Их было двадцать человек, в том числе и алмаатинец, учитель физики Леонид Кельс.

Честь, слава и вечная память

Казахстанские альпинисты отметились и на других участках войны. Трудная судьба сложилась у участника первого восхождения на Хан-Тенгри Анвара Хасановича Бекметова. Он попал в плен и для того, чтобы избежать принудительного зачисления в национальный батальон, взял документы погибшего бойца. Так Бекметов превратился в Алексеева. Зимой 1942 года он вместе с группой альпинистов, среди которых был Менжулин, совершил восхождение на безымянную вершину Заилийского Алатау, которую назвали именем 28 гвардейцев-панфиловцев. После войны Бекметов занимался воспитанием молодых альпинистов, совершая с ним восхождения на пики Заилийского Алатау.

В одном материале невозможно рассказать обо всех наших героях-альпинистах. Вспомним, как уходил на фронт директор физкультурного техникума, основатель массового альпинизма в Казахстане Виктор Матвеевич Зимин, как спасали раненых участницы первого зимнего восхождения женщин на пик Комсомола сестры Тамара и Ольга Владимировны Россовы, как участвовал в операции по уничтожению тридцати окруженных немецких дивизий Петр Александрович Черкасов, как в 1942 году не вернулся из боя начальник штаба одного из соединений 316-й стрелковой Панфиловской дивизии Хаби Рахимов. Честь, слава и вечная память всем защитникам Отечества!

Фото из личного архива Александры Александровны Степановой

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи