Опубликовано: 8700

Горе без ума: памятник погибшим в страшной авиакатастрофе 1977 года был снесен

Горе без ума: памятник погибшим в страшной авиакатастрофе 1977 года был снесен

Более 40 лет к обелиску на Талгарской трассе близ Алматы шли люди, которые помнят страшную катастрофу лайнера Ту-104. В этом году памятник снесли.

Обелиск был установлен родственниками погибших пассажиров того памятного авиарейса самолета Ту-104 Хабаровского ОАО, выполнявшего рейс Хабаровск – Новосибирск – Алма-Ата, который разбился в январе 1977 года из-за пожара двигателя. Погибли 82 пассажира и 9 членов экипажа. Об этой грустной странице истории помнили, у памятника всегда лежал скромный букетик цветов.

Но началось строительство БАКАД. В соцсетях появились сообщения о том, что лесополосу вырубили, а вскоре исчез и сам памятник.

Чтобы узнать, какова дальнейшая судьба обелиска, администрация популярной группы “Любимый Алматы – Алма-Ата” отправила запрос в акимат Талгарского района.

Вскоре был получен ответ: “На 16-м км автодороги “Алматы – Кокпек – Коктал”, расположенной с северной стороны трассы в с. Панфилово Талгарского района, были извлечены 2 обелиска из железной конструкции. Оба обелиска демонтированы и сданы на временное хранение в акимат Панфиловского сельского округа по адресу: с. Панфилово, ул. Томаровского, №10.

Также дано объявление в газете “Талгар” о нахождении обелисков в акимате Панфиловского округа. В настоящее время в том месте, где были установлены обелиски, идет строительство автодороги БАКАД. После завершения работы автодороги БАКАД будет рассмотрен вопрос о восстановлении обелисков”.

Такой ответ обнадежил. Но пришел ответ и от замакима Алматинской области Рустама АЛИ, который перечеркнул все надежды.

В ответе, ссылаясь на нормы Закона Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года “Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия”, госслужащий сообщил: “…В связи с этим памятный знак, установленный в память погибших на месте авиакатастрофы 1977 года самолета Ту-104 на территории Талгарского района, не относится к памятнику истории и культуры, а также не внесен в государственный и предварительный список памятников истории и культуры Алматинской области”.

Что же предлагает господин Али? Для восстановления, а точнее – новой установки памятного знака, он отправляет авторов запроса, а вместе с ними и родственников погибших в той страшной катастрофе пассажиров в бюрократические дебри.

Ссылаясь на приказ министра культуры и спорта Республики Казахстан от 28 апреля 2020 года № 103 “Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия”, для установки памятника жертвам погибших при катастрофе самолета Ту-104 чиновник предлагает отправиться в областное управление культуры, архивов и документации, чтобы представить:

1. Протокол собрания районной, городской экспертной комиссии или населения.

2. Решение акимата города, района о выделении земельного участка.

3. Генеральный план масштаба 1х500 или 1х2000.

4. Эскизный проект памятника.

5. Макет модульного проекта (3 альтернативных шт.).

6. Схему генерального плана памятника (ситуационный план).

7. Сведения о личности (биография, исторические данные).

8. Сведения об авторе памятника.

9. Источник финансирования.

“Полный пакет документов устанавливаемого памятника предоставляется на рассмотрение комиссии по охране памятников истории и культуры Алматинской области. При получении одобрения вышеуказанной комиссией предложение об установлении памятника направляется на рассмотрение Государственной комиссии по памятникам и монументам, сооружаемым в Республике Казахстан”.

В ответе областного акимата подчеркивается, что “установка памятников без разрешения Государственной комиссии запрещена”. Точка.

Но на такой ответ возникают новые вопросы. Например, о каком разрешении Государственной комиссии 2019 года могла идти речь в 1977 году? Какой участок может быть выделен акиматом района, если самолет упал в определенном месте – то есть упал он у трассы в селе Панфилово Талгарского района, а новый участок могут выделить где-нибудь возле Капшагая или Шамалгана? Для чего Талгарский акимат забрал на хранение памятник и что он с ним будет делать? И еще много других вопросов, ответов на которые в письме заместителя областного акима нет.

Под это “свеженькое” решение можно подвести любой памятник, установленный до 2019 года. А все кладбища – и вовсе сравнять с землей. Кто знает, насколько разгуляется фантазия местных работников акимата?

Да, такие памятные обелиски редко имеют разрешения от властей, но нужно ли всё впихивать в рамки решений и указаний? В соцсетях растет возмущение пользователей:

Nailya Azizova

Меня еще что-нибудь удивит или мое восприятие наших дней безнадёжно?

Татьяна Хобта-Смирнова

А как же быть родственникам погибших в этой страшной авиакатастрофе? Ведь немало родственников еще живых, и они помнят и приезжают на место в день крушения самолета.

Светлана Щеглова

Исходя из ответа Талгарского акимата, можно и все памятники на кладбищах снести, т. к. они не являются памятниками истории и архитектуры. Конечно, это просто бесчеловечно по отношению к памяти погибших!

Сергей Половинко

Там рядом кладбище – перенесите памятный знак! Но чтобы втихаря сломать… Варвары!

Nina Dymova

Видимо, у них никто не пострадал в этой катастрофе.

Oleg Swan

Кто не хранит свое прошлое, у того и будущего не будет.

Нурланбек Аль

Иуды! Всё, что не по Всевышнему, всё проклято!

Наталья Бибикова

Этому даже названия нет, это не кощунство, это за гранью понимания. Как?! Как можно до такого докатиться?

Но акиматы больше не реагируют на возмущения и обращения.

А пока… народная память длиною почти полвека заброшена куда-то в закрома местного акимата в селе Панфилово на улице Томаровского. Цинично, бездушно, безвозвратно.

Для восстановления выдвинуты невыполнимые для простых граждан требования. Вряд ли родные погибших смогут пройти круги бюрократического ада. За свой счет, за свои боль и память.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Витя 15.10.2020

А где вы видели совестливых акимов? Если-бы погибли их родственники тогда стоял бы мавзолей. Мне было 18 когда погиб отец и становится стыдно за таких (с маленькой буквы акимов)