Опубликовано: 1700

Эффект ядерной трубы

Эффект ядерной трубы Фото - Алла БЕЛЯКИНА

Ученые объяснили, почему почти 500 ядерных взрывов не привели к тотальному радиационному заражению Семипалатинского полигона.

Пятна риска

Сегодня бывший секретный военный объект, каким был Семипалатинский испытательный ядерный полигон в течение полувека, является открытой площадкой для проведения уникальных научных экспериментов. Одним из главных стал вопрос: насколько реально заражены земли? Когда-то под него был выделен огромный участок площадью 18 300 квадратных километров. На сегодня обследовано больше половины этой территории. Но уже сейчас ученые заверяют, что значительная часть земель полигона вполне пригодна для того, чтобы там жить и работать.

– Исследовано 60 процентов территории полигона, это около 10 тысяч квадратных километров. Из уже обследованных участков часть территории может быть отнесена к условно чистым. Это те земли, где присутствуют какие-либо ограничения, например, нельзя использовать подземные воды, потому что они загрязнены, или нельзя выпасать скот, потому что достаточно высокое содержание радиоактивных элементов в почве и растительности. Но эти места можно с определенными ограничениями использовать в промышленных целях. Конечно, места, где непосредственно проводились ядерные взрывы, достаточно сильно загрязнены. Но они составляют менее одного процента от общей исследованной территории, – заявил руководитель Института радиационной безопасности и экологии Национального ядерного центра РК Сергей ЛУКАШЕНКО.

Исследования загрязнений Семипалатинского полигона проводятся с 2009 года и должны завершиться к 2021 году. Учеными оценивается содержание радиоактивных веществ во всей природной среде: в почве, воде, воздухе, растительности, животном мире. А вердикт – опасен или нет конкретный участок – делается на основе расчетов дозовой нагрузки, которую получит человек, находясь на этой территории.

По заверениям ученых, чуть ли не 80 процентов земель полигона безопасны для жизни.

Материалы уже завершенных обследований получили положительное подтверждение экспертов МАГАТЭ.

Радиационные парадоксы

Вопрос, который не дает покоя всем: как могло получиться так, что после без малого 500 ядерных взрывов значительная территория полигона оказалась не заражена радиацией?

– Когда говорят об испытаниях, забывают, что наземные взрывы были запрещены в 1962 году. Если бы все испытания были наземными, ситуация сложилась бы иная. Но большая часть была проведена под землей, поэтому загрязненная территория осталась четко локализованной. Вообще, сложилась примерно та же ситуация, что и с эффектом трубы от котельной. Под самой трубой чисто, зато сажа разлетается по всей округе. То же и с радиацией. Осадки разлетелись по всей планете, – пояснил Сергей Лукашенко.

В итоге сложилась парадоксальная ситуация: животноводческая продукция в зонах чрезвычайного максимального риска оказалась экологически чистой!

– Мы исследовали юго-восточную часть полигона, где производят выпас скота жители села Саржал. В частности, провели исследования саржалского кумыса. Признаюсь, в начале эксперимента он вызывал у меня определенные опасения. Однако результаты оказались иными, чем ожидали. В течение года мы отбирали пробы кумыса от животных разных хозяйств. Потому что у каждого хозяйства разная кормовая база: свободный выпас или заготовка сена, в том числе и с территории полигона. В течение года были проведены исследования ста проб кумыса. И лишь в трех случаях обнаружено наличие трития в ничтожно малом количестве – 45 беккерелей на литр. А все остальные пробы были абсолютно чистыми, – рассказал ученый.

Опытное поле науки

Одна из испытательных площадок Семипалатинского полигона, где производились ядерные взрывы, называлась “Опытное поле”. Сегодня же весь полигон стал опытным полем для науки.

– Чем больше мы изучаем территорию СИЯП, тем больше получаем новых знаний, о которых иногда и не подозревали. Мы постепенно меняем свои взгляды на ситуацию, сложившуюся на площадках, где регулярно производились подземные испытания. А наши выводы, сделанные в начале или середине исследований, сегодня стали более точными и детальными, – подчеркнул Сергей Лукашенко. – Например, тот же тритий. Наши исследования показали массу любопытных фактов. Если раньше мы говорили о тритии в воде, потом его обнаружили в почве, то сейчас уже исследуем разные его формы. Знаем, что есть не просто тритий в воде, а тритий в виде органических соединений.

Например, концентрация трития в воздухе резко падает осенью, за счет того, что природа замирает и активность органического трития в этот период резко падает. Мы этого эффекта раньше не знали. Сейчас его оценили со всех сторон. Это важное открытие с точки зрения понимания природных процессов.

Бывший военный объект стал научной лабораторией для ученых всего мира. К примеру, благодаря совместной работе ученых Казахстана, России и США на трех испытательных площадках полигона было реализовано семь крупных проектов, результатом которых стала частичная реабилитация загрязненной территории. Так детально обследовано более 350 квадратных километоров испытательной площадки полигона “Опытное поле”, где было проведено 30 наземных и 86 воздушных ядерных испытаний. В результате выявлены участки с высоким содержанием отходов ядерной деятельности.

– На выявленных загрязненных участках “Опытного поля” проведена работа по ремедиации, то есть восстановлению и очистке почв, – отметил генеральный директор Национального центра РК Эрлан БАТЫРБЕКОВ. – Обнаруженный загрязненный грунт размещен на долговременное хранение в специализированном хранилище.

Семей

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи