Опубликовано: 1800

Доездились

Доездились Фото - Семейчане вынуждены ездить на автобусах 30-летней давности временного перевозчика. Фото Аллы БЕЛЯКИНОЙ

Трехлетняя реформа пассажирского транспорта Семея завершилась кончиной муниципального автопарка

Автобусный скандал в Семее обрастает новыми подробностями – акимат Семея решил покончить с созданным им самим предприятием.

В прошлом номере “КАРАВАН” рассказывал, что семейский общественный транспорт переживает очередной коллапс. На грани банкротства оказался крупнейший городской перевозчик – муниципальный автопарк “Semey Bus”, 49 процентов которого принадлежало государству. Но в минувшую пятницу акимат Семея официально заявил, что прекращает сотрудничество с этим автобусным парком. Хотя 1,5 года назад именно создание муниципального предприятия преподносилось как главная победа в борьбе за качественные пассажироперевозки.

Ради этого с маршрутов выдавили один из крупнейших в Семее частных автопарков “Семавтопарк”, который не желал тратиться на покупку новых машин и отчаянно сопротивлялся сделать прозрачными свои доходы, отказываясь от электронного билетирования.

Но, похоже, теперь именно этому предприятию достанутся в наследство 170 купленных в кредит новеньких автобусов и маршрутные линии. А предприниматели, ратовавшие за то, что надежнее всего вести бизнес с государством, так как нет более стабильных доходов, чем из госказны, получили наглядный пример, что чиновники в любой момент могут развернуться на 180 градусов и покинуть поле еще вчера казавшегося надежным бизнеса.

По официальной версии, причина выхода акимата из совместного предприятия – долги. ТОО “Semey Bus” брало в лизинг 170 автобусов стоимостью 4,2 миллиарда тенге, предоставленных фондом развития промышленности “БРК-лизинг”. За прошедшие с тех пор 1,5 года долг за новую технику составил 1,147 миллиарда тенге, в связи с чем решением фонда объявлен дефолт компании. Помимо этого муниципальный автопарк задолжал около 850 миллионов тенге за налоги и пенсионные отчисления, ГСМ и оборудование. Фискальные органы поставили вопрос об аресте счетов компании. И акимат решил поспешно умыть руки. Чиновники и предприниматели обвиняют друг друга в грандиозных проблемах автопарка Семея

– Мы прекращаем наши договорные обязательства с ТОО “Semey Bus”. Сейчас мы уже нашли предприятие “Семавтопарк”, которое станет временным подрядчиком, – прокомментировал ситуацию аким Семея Нурымбет САКТАГАНОВ. – Самая главная наша задача – чтобы город не остался без автобусных маршрутов, а работники предприятия – без работы.

Градоначальник заверил, что очередные перемены не отразятся на стоимости проезда, который по-прежнему будет составлять 80 тенге. Более того, в связи с тем, что в автобусах временного перевозчика нет оборудования для электронного билетирования, решается вопрос, чтобы несколько дней проезд в автобусе был бесплатным для владельцев транспортных карт. Между тем в случае закрытия автопарка без работы останутся почти 400 сотрудников предприятия. 90 процентам из них пообещали трудоустройство у временного перевозчика, остальным предлагают найти работу при помощи центра занятости.

А в это время АО “БРК-лизинг” уведомило ТОО “Semey Bus” о предстоящем изъятии автобусов. Но руководство скандального автопарка считает это незаконным и намерено оспаривать такое решение, в связи с чем обратилось в прокуратуру и Антикоррупционную службу, а также составило акт о непередаче предмета транспорта.

Эти новые автобусы стали предметом спора

Эти новые автобусы стали предметом спора

– Под предлогом объявления дефолта АО “БРК-лизинг” пытается принудительно изъять принадлежащие нам на условиях лизинга пассажирские автобусы. Наших водителей подстрекают перегнать автобусы в ТОО “Семавтопарк”. Но “БРК-лизинг” не имеет права истребовать автобусы, так как для этого необходимо судебное решение. Процессом незаконного изъятия наших автобусов руководят должностные лица акимата, – заявил директор ТОО “Semey Bus” Болат КИЛИШБЕКОВ.

Акимат же полагает, что происходящее – проблема теперь уже “постороннего” автопарка и лизинговой компании.

– Вопрос будет рассматриваться на уровне руководства “БРК-лизинг”, согласно действующему законодательству. Дело в том, что это уже решение фонда развития промышленности. И именно фонд, согласно закону, будет принимать соответствующие меры, – подчеркнул руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Семея Сериккали ЖУМАНОВ.

О том, что само решение о создании муниципального автопарка и покупке автобусов было инициировано акиматом, никто уже и не вспоминает. Как и о том, что управлением провалившегося бизнеса занимались не только предприниматели, но и второй собственник – акимат.

Что касается тех, ради кого реформа когда-то затевалась, – обычных пассажиров, им опять приходится спешить на работу пешком или на такси. Временный подрядчик вывел на маршруты свои старые автобусы, но этого недостаточно, чтобы обеспечить все маршруты. ТОО “Semey Bus” не считает себя закрывшимся предприятием и тоже выпустило часть автобусов на линии.

Но в случае ЧП виновного будет не найти: один автопарк не имеет официального статуса подрядчика, не участвовал в госзаказе на осуществление пассажирских перевозок, его подвижной состав не соответствует нормативным требованиям, не оснащен необходимым оборудованием, у второго – пытаются изъять автобусы, закрыть счета.

И кто из них имеет право брать на себя ответственность за жизни пассажиров – непонятно. Горожане же, привыкшие за последний год к перманентным проблемам с общественным транспортом, взирают на происходящее, как на давно привычный хаос, обыденную форму жизни в вечном беспорядке.

Семей

 

Фото Аллы БЕЛЯКИНОЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи