Опубликовано: 1200

Чиновники и предприниматели обвиняют друг друга в грандиозных проблемах автопарка Семея

Чиновники и предприниматели обвиняют друг друга в грандиозных проблемах автопарка Семея Фото - Аллы БЕЛЯКИНОЙ

Муниципальный автопарк Семея, половиной которого владеет государство, оказался на грани банкротства. Чиновники и предприниматели обвиняют в случившемся друг друга.

Два миллиарда за год

Глобальная реформа общественного транспорта, которую запустил предыдущий аким Семея Ермак САЛИМОВ, завершилась созданием в 2019 году муниципального автопарка “Semey bus”, 51 процент которого принадлежит частному бизнесу, а оставшиеся 49 – государству в лице местного акимата. Созданное на пустом месте предприятие закупило в лизинг 170 новых автобусов, за которые теперь не может рассчитаться, а общий долг нового автопарка за год с небольшим существования превысил 2,1 миллиарда тенге – это и долг за технику, и по зарплате персоналу, и по налогам. Сейчас в разгаре перепалка между собственниками скандального автобусного предприятия.

– Кризисная ситуация сложилась из-за неэффективного менеджмента самого предприятия. Ему выделялись средства, но там не смогли их правильно освоить. Был проведен финансовый аудит, при котором также были выявлены нарушения: аренда автобусов, машин, покупка мебели. Автопарку выделяются средства, но тратятся они не по назначению, – заявил первый заместитель акима ВКО Алмасхан СМАТЛАЕВ. – Мы не позволим, чтобы жители города Семея страдали из-за чьей-то халатности.

Так кто неэффективный управленец?

Между тем руководство ТОО “Semey Bus” обвинило в некомпетентности уже сам акимат.

– Я в шоке от абсурдности заявлений первого заместителя акима ВКО, от степени некомпетентности чиновника столь высокого ранга. Главной причиной сложившейся проблемной ситуации с пассажирскими перевозками г. Семея г-н Сматлаев называет неэффективный менеджмент ТОО “Semey Bus”. При этом он, видимо, забыл, что акимат г. Семея является соучредителем ТОО “Semey Bus” с долей 49 процентов и что все решения принимаются при непосредственном участии чиновников, а отдел пассажирского транспорта при акимате вместе с ревизионной комиссией ежедневно принимает решения о распределении всех платежей ТОО “Semey Bus”! То есть акимат г. Семея сам является частью так называемого “неэффективного” менеджмента, – парировал в ответ на обвинения директор автопарка ТОО “Semey Bus” Болат КИЛИШБЕКОВ.

На предприятии уверяют, что аренда дополнительных автобусов была согласована с акиматом. Так как после реформы по улицам Семея курсируют небольшие автобусы, которые в часы пик на самых популярных маршрутах просто не вмещают всех пассажиров. Поэтому “Semey Bus” арендовал 8 “гармошек”, автобусов особо большого класса для маршрута № 35.

– Аренда автобусов позволила снять недовольство горожан. Кроме того, эти затраты дали существенную экономию. Каждый из таких особо больших автобусов по вместимости заменял 2 наших автобуса. Соответственно, такое решение позволило решить социальную задачу и дополнительно принесло экономию порядка 80 миллионов тенге. В чем необоснованность данного решения? – объясняет директор автопарка.

Как всегда, главное – деньги

В автопарке уверяют, что к масштабным долгам их привела пандемия, начавшаяся сразу после покупки новых автобусов. Из-за карантинных ограничений в разы сократилось число пассажиров. Бывали периоды, когда автобусы вообще не выпускали на линии. Расплачиваться за лизинг было просто нечем. В итоге львиная доля общего долга автопарка (без малого 1,3 миллиарда тенге) – это задолженность за автобусы. Но в “Semey Bus” уверяют, что акимат в нарушение закона оставил их еще и без положенных субсидий. Многострадальный общественный транспорт Семея переживает очередной коллапс

– Компенсации, которые нам положены, – это возмещение оплаты за проезд льготной категории граждан, это помощь получателям льгот. Перевозчику всё равно, от кого получать оплату за проезд: от самого пассажира или от государства в виде компенсации. Именно для выплат этих средств в 2020 году из бюджета было выделено 140 миллионов тенге, в неполном освоении которых обвиняют наш автопарк. Действительно, из всей суммы было освоено лишь 4,9 миллиона тенге, так как системой электронного билетирования подтвержден проезд льготников именно на эту сумму. И кто в этом виноват? Льготники, которые в период пандемии прислушались к рекомендациям властей и не посещали общественные места, или ТОО “Semey Bus”, которое внедрило электронную систему билетирования, не позволяющую “рисовать мертвые души” и осваивать бюджетные средства? – недоумевает директор автопарка.

Он уверяет, что при нынешнем тарифе проект “Semey Bus” является убыточным, вне зависимости от эффективности или неэффективности менеджмента, как и большинство других проектов в сфере общественного транспорта.

– Без государственных субсидий окупить приобретение новых автобусов, внедрение электронного билетирования и просто поддерживать нормальный уровень сервиса пассажирских перевозок при текущем уровне тарифов просто невозможно, – подчеркнул Болат Килишбеков.

За проезд рассчитается государство

Несмотря на многораундовую перепалку между акиматом и автобусным парком, местные власти обещают в ближайшее время выплатить перевозчикам обещанные субсидии. Это прописано законодательством, обязывающим местные исполнительные органы субсидировать убытки, связанные с осуществлением перевозок по социально значимым маршрутам.

– Субсидии будут выплачиваться всем городским пассажироперевозчикам – и ТОО “Semey Bus”, и двум другим автопаркам города. На следующей неделе планируется внеочередная сессия городского маслихата, созываемая как раз для того, чтобы депутаты утвердили эти затраты из городского бюджета, – заверил руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Семея Сериккали ЖУМАНОВ.

Но, судя по всему, строптивому директору полугосударственного автопарка публичные споры не пройдут даром.

Руководство города и области инициирует новое реформирование сферы автобусных перевозок, сейчас рассматривается вопрос о создании нового предприятия-автоперевозчика.

Так что, вполне возможно, строптивого перевозчика с “неэффективным менеджментом” заменят другим. В общем-то, рядовым семейчанам всё равно, кому будут принадлежать автобусы, везущие их на работу. Главное, чтобы эти автобусы ходили по маршрутам бесперебойно. Но большой вопрос, произойдет ли это и сумеют ли в очередном новом автопарке объехать старые грабли, разложенные на автобусных маршрутах Семея в виде затрат на покупку новых автобусов и оборудования для электронного билетирования. Скорее всего, в городе просто появится еще один требователь субсидий за обслуживание нерентабельного общественного транспорта. Но, как показывает практика, это не гарантия того, что автобусов будет достаточно и они будут ходить по маршрутам бесперебойно.

СЕМЕЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи