... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Караван

Что скрывать директору Пограничной службы после драки на "Хоргосе"?

05.10.2018

Заместитель председателя КНБ – директор Пограничной службы генерал-майор Дархан ДИЛЬМАНОВ на редакционные вопросы относительно недавней драки на Хоргосе поручил ответить своей пресс-службе. Сам, вероятно, очень занят и не нашел времени для интервью.

На конкретный вопрос “Каравана” о том, “кто первым спровоцировал конфликт на казахстанско-китайской границе и какую ответственность теперь за это должен понести?”, у официального представителя ПС КНБ РК ответ нашелся. Правда, не сразу…

Напомню, драка между тремя военнослужащими в/ч 2088 и гражданским специалистом МЦПС “Хоргос” произошла 19 сентября сего года. Руководство погранотряда поспешило сразу же обвинить гражданских в “нападении на пограничный пост и избиении находящегося при исполнении служебных обязанностей ефрейтора контрактной службы ПС КНБ РК”. Директору ПС КНБ генерал-майору Дильманову так и доложили поначалу – на погранпост напал некий хулиган по фамилии Азимхан, пограничники отчаянно защищались от его ударов, но гражданскому лицу каким-то образом все же удалось вырубить ефрейтора

И видео из социальных сетей приложили к рапорту. А то видео с камер видеонаблюдения, что впоследствии обнародовало руководство АО “МЦПС Хоргос”, от директора ПС КНБ РК решили, видимо, утаить. Еще бы, на тех-то кадрах как раз и видно, кто эту драку на границе развязал первым.

Чего полицейские боятся на Хоргосе?

Генерал Дильманов, получив такой однобокий доклад от своих подчиненных, естественно, рассердился не на шутку и, топнув ногой, приказал “наказать того оборзевшего хулигана так, чтоб другим аборигенам впредь неповадно было на пограничников рыпаться”. И понеслась, как говорится, арба по кочкам.

По решению суда, переводчик Азилхан АЗИМХАН тут же был взят под стражу, водворен в следственный изолятор и лишен свободы действий.

Как к нему там относятся, корреспондентам “КАРАВАНА” неведомо. Адвокат никаких сведений не дает. Вероятно, опасается, что любое брошенное им слово может серьезно навредить его подзащитному, изначально настроить кээнбэшников против, озлобить их, оскорбить. Потому молчит.

Что касается ефрейтора ПС КНБ РК, находящегося пока в статусе “пострадавшего”, то он доставлен в Алматинский военный госпиталь с диагнозом – перелом челюсти. Двое других участников потасовки отстранены на время следствия от исполнения служебных обязанностей.

Но вот досталось ли на орехи полицейскому, который должен был предотвратить тот конфликт, но ничего для этого не сделал? Конфликт на казахстанско-китайской границе

На видео отчетливо видно, что страж порядка подходит к драчунам и как-то вяло наблюдает за процессом со стороны. Не демонстрирует активных действий по усмирению драчунов. Он к ним лоялен, излишне вежлив и услужлив.

– Полицейские здесь вообще боятся кому-либо из пограничников или местных жителей делать замечания. Они ведь сами из местных. Опасаются, потому что вечером люди, на которых по долгу службы пришлось полицейскому наехать, могут прийти к нему домой и с семьей расправиться, побить, покалечить, скот отравить, – рассуждают туристы, приехавшие на МЦПС “Хоргос” за покупками. – Окурки, посмотрите, валяются, грязь кругом по колено, вечная шелуха от семечек.

Штрафовать надо нарушителей, а полицейские с дубинками ходят и только смотрят на безобразия сквозь пальцы потому, что мафия здесь местная правит бал.

А вот если бы их сюда присылали из других мест, скажем, из той же Алматы да поздоровее, то они бы вахтовым методом точно здесь навели порядок без оглядки на местных криминальных авторитетов. И драк бы не было. И страха.

Тайна следствия

В присланном в “КАРАВАН” ответе на редакционные вопросы относительно предполагаемых зачинщиков драки пограничное руководство по-прежнему однозначно винит одного лишь сотрудника АО “МЦПС “Хоргос”. Цитирую: “Исходя из имеющихся данных конфликт был спровоцирован сотрудником АО “МЦПС “Хоргос” гр. РК Азимханом А. и выразился в невыполнении законных требований сотрудника Пограничной службы”.

Но какие именно это были “законные требования”, какими словами или, возможно, “солеными выражениями” были высказаны со стороны ефрейтора в адрес гражданского специалиста, который еще и уроки китайского здесь преподает бесплатно, пока не уточняется. Тайна следствия.

Кроме главного вопроса о предполагаемом зачинщике “хоргосской драки” на имя генерал-майора Дархана ДИЛЬМАНОВА “КАРАВАН” отправил ряд других вопросов, не менее, на наш взгляд, конкретных и злободневных.

К примеру, каков статус у того КПП, где произошла драка? Является ли этот пункт пунктом паспортного контроля? Кто несет там службу, каков ее регламент и каковы обязанности контролеров?

Ответ из Астаны после некоторых раздумий руководителя пресс-службы последовал, но ясности пока так и не внес: Драка на границе с Китаем: Кто виновен в разжигании конфликта на территории МЦПС «Хоргос»?

“В соответствии со статьей 5 соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Китайской Народной Республики о регулировании деятельности Международного центра приграничного сотрудничества “Хоргос” в казахстанской и китайской частях центра создаются пункты (коридоры) для контроля за перемещением лиц, товаров (грузов) и транспортных средств. Каждая из сторон размещает на этом месте службы пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других органов контроля, установленных в соответствии с национальным законодательством государства каждой из сторон. Вместе с тем в соответствии с пп.1 п.2 статьи 23 Закона Республики Казахстан “О Государственной границе РК” одной из составных частей пограничного контроля является проверка документов и лиц. Таким образом, с учетом вышеизложенного данный пункт является пунктом паспортного контроля”.

Получается, что невзрачная на вид пограничная будка и есть оборудованный по всем международным стандартам пункт паспортного контроля?!

Странно, но сами пограничники, с которыми мне довелось здесь пообщаться, почему-то считают, что этот КПП – не что иное, как “место разделения потоков”. Но каких именно потоков? И кто уполномочен на этом пограничном посту их разделять или, правильнее будет сказать, – разводить?

Редакция “КАРАВАНА” все же надеется, что директор ПС КНБ РК генерал-майор Дархан Дильманов согласится-таки лично ответить на вопросы о ситуации на государственной границе и разносторонней деятельности ее стражей.

Это только театр начинается с вешалки, а любое государство – с границы. Вернее, с улыбки пограничника. Или его нахмуренного взгляда и сжатых для удара кулаков? Что сейчас главенствует на государственной границе?

АЛМАТЫ