Опубликовано: 300

Чему учит пандемия

Чему учит пандемия Фото - Фонд COVID

Совет по науке при Фонде Нурсултана Назарбаева в прямом эфире на YouTube-канале организовал обсуждение темы “ПостCOVID-19: трансформация государства и общества”. Своим видением будущего и рекомендациями делились ученые и эксперты.

– Мы так оптимистично назвали наш “круглый стол” – “ПостCOVID-19”, хотя пандемия, к сожалению, еще не закончилась, – отметил заместитель исполнительного директора Фонда Нурсултана Назарбаева, д.ю.н., профессор Игорь РОГОВ. – Карантинные мероприятия у нас то ослабляются, то усиливаются в разных регионах. Тем не менее само обсуждение того, что нас ждет и каким будут общество и государство в постэпидемических условиях, чрезвычайно интересно.

На фоне пандемии усугубились такие социальные проблемы, как насилие в отношении детей, домашнее насилие, кибербуллинг, киберпреступность, рост безработицы, и возросла нагрузка на работников бюджетной сферы, изменилось отношение к привычным ценностям и убеждениям. Возьмем, к примеру, самое первое и простое – трудовые права человека. Многие перешли на работу в удаленном режиме – это плоды цифровизации. И тот оптимизм, который испытывали наши коллеги, когда выбирали работу на удаленке, быстро улетучился, потому что работы-то меньше не стало, наоборот, стали возникать всё новые вопросы. Как регулировать трудовые права граждан, имеют ли они право не отключаться от средств связи, как регулировать их право на отдых? А такие вопросы, как свобода слова, права человека. Режим ЧП и другие карантинные мероприятия, например, запрещают сеять панику и распространять фейковые новости, которые могут привести к серьезным последствиям. Надо это урегулировать? Надо!

– И потом, какими будут ценности после пандемии? – продолжает профессор. – Вроде понятно, всё определяет Конституция. И главной ценностью по-прежнему является человек, его жизнь, права и свободы. Но пандемия и тут выявила некоторые проблемы. Устанавливая карантинные запреты, ограничения прав и свобод граждан, государство явно отдает предпочтение несколько иной системе ценностей. Как долго это будет сохраняться, каким образом обеспечить права каждого отдельно взятого человека, как защитить детей? Ну а что касается гендерного аспекта пандемии, это вообще неисчерпаемая тема. И все эти темы требуют осмысления, – подытожил выступление Игорь Рогов.

Среди докладчиков на этом web-”круглом столе” были глава офиса программ ОБСЕ в Нур-Султане, посол Дьердь Сабо, вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова, депутаты мажилиса парламента РК Нуржан Альтаев и Ирина Смирнова, уполномоченный по правам человека в РК Эльвира Азимова, представитель департамента общественной информации ООН Властимил Самек, координатор программы ЮНИСЕФ по жизнестойкости детей Анна Стативкина, директор Высшей школы общественного здравоохранения КазНУ им. аль-Фараби Айнаш Ошибаева, члены совета по науке при Фонде Нурсултана Назарбаева под председательством доктора социологических наук Гульмиры Абдирайымовой и многие другие.

Пожалуй, наиболее оживленным стало обсуждение таких животрепещущих тем, как права детей и женщин.

Эксперт и модератор “круглого стола” ЖанарТЕМИРБЕКОВА подчеркнула, что пандемия усугубила существующее гендерное неравенство в отношении женщин и девочек. А ученый и юрист по правам человека Халида АЖИГУЛОВА отметила, что за время чрезвычайного положения на 25 процентов увеличилось число семейно-бытовых конфликтов, в которых дети всегда являются пострадавшими или, как минимум, свидетелями насилия. И предложила через правовое образование с начальной школы учить детей осмысливать происходящее и уметь благополучно выходить из затруднительных ситуаций.


Халида АЖИГУЛОВА

Тут очень кстати прозвучали мысли главы офиса программ ОБСЕ в Казахстане Дьердя САБО: – Результатом того, что цифровизация полномасштабно входит в нашу жизнь, получается то, что дети, новое поколение, уже иначе общаются. И для меня школа на самом деле не столько образование! Да, образование важно, но школа – это практика, обучение, как жить в обществе, как ладить с другими людьми в классе, школе, каждый день, а не только с членами семьи. Они учатся, как вести себя в обществе. И когда все находятся в изоляции, это двойная нагрузка цифрового пространства. Будто бы само общение не так уж и нужно. В Интернете вроде намного интереснее, можно выражать свои идеи, не показывая лица. И нет будто бы такого риска, что узнают, запомнят и будут потом отчитывать за что-то. Значит, для незнакомых людей человек может выражать даже не совсем приемлемые мысли.

Так вот, для будущего это и есть самое главное: если будут портиться навыки у детей и молодых людей, как ладить друг с другом, будет больше проблем и в самом обществе.

У нас могут быть самые замечательные законы, но это не будет интересовать их, они живут законами Интернета в своем искусственном мире. Конечно, это не значит, что нужно отойти от этого цифрового пространства, ведь с ним наша жизнь становится легче и рациональнее. Но надо умело совмещать всё это.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи