... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Караван

Большая игра на финансовом поле

19.05.2018

Мы живем во времена, когда события, происходящие на финансовом поле страны, порой более захватывающие, чем футбольные матчи. Удастся ли загнать инфляцию в намеченные коридоры, не спасовать перед трудностями и не стать аутсайдером? За большой игрой наблюдает вся страна. В чью пользу идет счет? Ответы можно найти в итогах и статистике Нацбанка. В преддверии экономического форума в Астане мы попросили в качестве арбитров выступить экспертов…

В отличие от футбольных матчей финансовые события отражаются на благосостоянии каждого казахстанца. В последние годы мы стали куда более грамотными финансово и следим за новостями Нацбанка с особым вниманием. Да и финрегулятор стал ближе к простому гражданину, практически он вошел в его повседневную жизнь благодаря новым технологиям: мобильным приложениям и новым продуктам.

С января 2016 года Нацбанк стал проводить постоянные опросы населения, направленные на измерение инфляционных ожиданий.

Он положил руку на пульс общества, чтобы при любой аритмии вовремя принять меры и скорректировать ситуацию. Результат не заставил себя долго ждать.

Ожидание и действительность

Вы помните, как в июле 2016 года был зафиксирован максимальный уровень инфляции? Он составил 17,7 процента, а ожидания негатива были и того хуже. Но к концу года инфляция снизилась вдвое – до 8,5 процента, эксперты сменили прогнозы на более оптимистичные. Приободрилось и население.

А в январе 2017 года инфляция вошла в прогнозный коридор Нацбанка – 6–8 процентов.

Сегодня ожидания населения и показатели инфляции практически совпадают. И эта тема, конечно же, стала предметом обсуждения на экономическом форуме в Астане. Спикер форума Сергей ДОМНИН, руководитель программы Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Елбасы, также отметил этот факт:

– Если опираться на те замеры, которые проводит Национальный банк, то показатели инфляции и ожиданий все больше совпадают. Если мы посмотрим на апрель, фактическая инфляция – 6,5 процента, а ожидаемая – 6,3.

Как же удалось войти в прогнозные коридоры, которые мы имеем сегодня, и стабилизировать ситуацию? Об этом мы спросили эксперта.

– Нельзя не отметить, что важную роль сыграла политика Нацбанка, финрегулятор взялся за управление ситуацией, провел инфляционное таргетирование, работал в этом направлении долго и упорно. Пытался воздействовать на инфляцию через процентный канал. Но и в целом улучшилась ситуация. Подросли цены на нефть, пошли позитивные движения по обменному курсу, он значительно укрепился.

Инфляция на самом-то деле больше зависит именно от ожиданий, и не только потребительских, но и на биржевых площадках.

Измерение этих ожиданий – один из элементов инфляционного таргетирования. Эти измерения очень важны, на их основании делают прогнозы. Насколько глубокая и детальная это работа, можно увидеть на сайте Нацбанка, там серьезная методология, и задается 30 вопросов для проведения многоуровневого замера. Доверие – залог успешной денежно-кредитной политики Нацбанка

Глава Нацбанка уверен в дальнейшем снижении инфляции: “Первый этап мы прошли – сократили инфляцию. Теперь можно решать следующие задачи. В первую очередь – задачу восстановления кредитной активности”. Но население смотрит с особой внимательностью на ситуацию с тенге. И в этом направлении тоже ведется большая работа.

Тенге отыгрывает позиции у доллара

И снова вернемся в тревожный 2016-й. В социальных сетях нагнетается паника вокруг курса доллара. Доморощенные прогнозисты говорят о 500 тенге за бакс. И многие готовы поверить в это.

Чтобы успокоить страсти вокруг слабеющего тенге, пришлось приложить немало усилий. А чтобы дать отечественной валюте возможность адаптироваться к реалиям, отпустить курс в свободное плавание.

Нервишки тогда щекотало у всех. Я помню друзей и коллег, которые следили за котировками валют ежеминутно. В такой вот обстановке глава государства поручил Данияру Акишеву вернуть доверие к тенге.

– С того момента, как мы перешли на режим свободно плавающего курса, он стал зависеть от многих факторов. Это решение на самом деле было безальтернативным, почти девять месяцев, в течение которых Казахстан пытался придерживаться валютного таргетирования, были нелегкими для экономики, – говорит Сергей Домнин. – Ситуация эта долго продолжаться не могла.

В марте текущего года обменный курс тенге изменялся в пределах 318,31–322,72 тенге за доллар, а общий объем операций по валютной паре KZT/USD составил 11,5 миллиарда долларов. Снижение за март составило 20,3 процента.

С момента объявления политики нового обменного курса Нацбанк свел к минимуму валютные интервенции, позволяя себе выходить на рынок лишь в целях “срезания” валютных пиков, сглаживая резкие колебания курса как в одну, так и в другую сторону.

Чтобы ослабить зависимость от курса доллара, в стране начался процесс дедолларизации. И уж о том, сколько копий было здесь сломано, можно написать целую летопись.

– Каждый месяц Нацбанк докладывает, как изменяется доля тенговых депозитов, и отмечает рост, – говорит Сергей Домнин. – В целом политика дедолларизации состоит из нескольких элементов. Есть там информационный элемент, когда игроки перестают номинировать цены в иностранной валюте, без этого сложно. Второй – когда происходит подстройка импортеров под эти реалии. Они не переносят изменения валютного курса сразу же в цены, они пользуются инструментами, которые позволяют им быстро не реагировать. Важный момент – это регулирование. И Нацбанк начал этим очень плотно заниматься. Через мажилис уже прошел законопроект о валютном регулировании.

Между компаниями, которые работают в Казахстане, ограничивается расчет в иностранной валюте.

Еще один важный фактор в процессе дедолларизации – увеличение отечественного производства товаров и услуг в потребительской корзине.

Чем больше добавленной стоимости будет создаваться внутри страны, тем меньше будет реакция на изменение обменного курса. И в этом направлении работа тоже ведется.

В общем, своевременно принятые меры для изменения денежно-кредитной политики позволили решить немало проблем. Но предстоит еще много дел. Современные реалии требуют новых технологий в работе. И в этом направлении Нацбанк тоже предпринимает решительные шаги.

Максимальная прозрачность и новые технологии

Несмотря на то что ситуация в банковском секторе продолжает оставаться весьма непростой, население не впадает в панику, как это было раньше. А лишь внимательнее следит за теми действиями, которые предпринимает Нацбанк. Благо сегодня нет железного занавеса между финрегулятором и потребителями.

За последние годы Нацбанк сделал немало, чтобы оставаться на постоянной связи с населением, дал возможность не только получать информацию, но наладил обратную связь.

Все это удалось достигнуть благодаря новым технологиям. Поэтому о цифровизации в банковском секторе стоит поговорить отдельно. Нацбанк активно работал на законодательном поле, убирая барьеры и открывая дорогу новым инструментам и продуктам. Реальные дела “виртуального” Нацбанка

Был наведен порядок с платежными системами в Казахстане, составлен реестр, прописана деятельность в законе.

– Исторически так сложилось, что именно банковский сектор является инноватором в области финансовых технологий и активно применяет цифровые технологии в своей работе, чтобы улучшать сервис и быть конкурентоспособным, – говорит Павел АФАНАСЬЕВ, директор исследовательского и аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана. – Большой вопрос – это проработка законодательства для создания условий развития цифровизации, исключения барьеров, чтобы не отставать от общемировых тенденций. В Казахстане в этом процессе участвует и АФК.

Практически каждый гражданин сегодня может собственноручно прикоснуться к результатам цифровизации, скачав мобильные приложения, которые позволяют иметь доступ к информации и даже зарабатывать. Возьмем, например, “NBK Online”.

– Это информационное приложение Нацбанка, и оно оказалось весьма полезным на начальном этапе. Благодаря ему можно направлять вопросы и получать пусть и общие, информационно-разъяснительные, но достаточно оперативные ответы, – говорит Павел Афанасьев. – Этим приложением можно пользоваться в рамках рабочих процессов. Многие просто скачали его ради любопытства ради, но тем, кто работает в финсекторе и интересуется происходящим в стране, оно вполне может быть весьма полезным. Я думаю, нужно активнее его совершенствовать и заниматься продвижением – многие просто не знают о его существовании.

Новый продукт, к которому сейчас больше всего приковано внимание, – это “Invest Online”, который позволяет делать краткосрочные инвестиции в ноты Нацбанка любому желающему.

– Система работает круглосуточно, нет никаких комиссий и налогов, все операции прозрачны и бесплатны. У этих ценных бумаг абсолютная ликвидность – их можно продать обратно в любой момент, получив гарантированный доход с ежедневным начислением, – рассказал председатель Нацбанка РК Данияр АКИШЕВ, презентуя этот продукт.

Эксперты считают, что данный проект – это попытка не только дать новые возможности для заработка, но и возможность изменить мышление населения.

– Понятно, что для того, чтобы получать хорошую доходность в абсолютных параметрах, нужно оперировать более крупными суммами, что не все готовы делать посредством мобильного приложения. Сейчас у нас по нотам НБ РК доходность относительно привлекательная с учетом уровня риска, это примерно 8,2–8,4 процента годовых по недельным инструментам, – говорит Павел Афанасьев. – Считаю, что эта инициатива Нацбанка положительна в первую очередь с точки зрения того, чтобы показать пользователям финансовых услуг, что возможно делать сервисы и мобильные приложения в этой сфере, а главное – что им можно доверять, если провайдер надежный. Параллельно выполняется задача повышения финансовой грамотности населения. У кого-то действительно может появиться интерес к прочим возможностям, например, инструментам фондового рынка. Цели, я думаю, достаточно глобальные. Сейчас Нацбанк в такой пилотной фазе хочет увидеть, как люди на это реагируют. Статистика подтверждает, что дела идут неплохо.

Алматы