Опубликовано: 11800

Астана. Счетчик на газ – всего на раз

Астана. Счетчик на газ – всего на раз

С большим неудобством столкнулись в столице потребители газа: оказалось, что здесь не налажен ремонт газовых счетчиков. Сервисная служба отсутствует как таковая. Даже если в приборе всего-навсего села батарейка, выход предлагается один: полная замена счетчика на новый.

Если сдохла батарейка, то и счетчику конец

– У нас на газовом счетчике погасло окошко дисплея, с которого снимаются показания, – и я сообщил об этом в ТОО “Центральное газоснабжение г. Астаны”, – рассказал позвонивший нам в редакцию Валерий К. – Мне сразу сказали: “А это у вас батарейка сдохла. Новый счетчик ставить нужно. У нас батарейки не меняют”. Ну и пришлось тратить день на ожидание мастера, платить за новый счетчик 18 500 тенге плюс 2 424 тенге за какое-то несовпадение показаний, а потом еще ехать в офис газовиков и регистрировать новый прибор. То есть еще полдня потерянных. Я сам занимаюсь ремонтом сложной электронной техники и не понимаю, почему нельзя наладить ремонт таких простейших приборов, как газовые счетчики? Кому это выгодно?

Выяснилось, что с такой ситуацией столкнулись многие жители города и особенно болезненна она для пенсионеров и малоимущих. Причем у некоторых счетчики проработали всего два года, а то и меньше.

Знакомый мастер пояснил: “Это кому как повезет, на какую партию “попали”. Пришла на завод, где счетчики изготавливают, партия качественных литиевых батареек – счетчик прослужит и 4, и 5 лет. А если “дохлые” ставили – и двух лет не протянет. Китайские – те и двух-трех месяцев могут не выдержать. Как-то пробовали их менять – так сплошные претензии были. Это ведь каждый раз еще и поверку проходить нужно, платить за нее, за ремонт, за съем-установку, пломбирование. Конечно, люди возмущались. А сейчас вообще никаких литиевых батареек нет. Да и кому это надо? На новом счетчике больше “наварить” можно”.

Продавать выгоднее

Звонившему нам читателю привезли и поставили, не предлагая никакого выбора, новый счетчик. И тоже на питании в виде литиевой батарейки, припаянной к плате. Изготовлен прибор в Ростове-на-Дону. Срок эксплуатации в паспорте обещан более 24 лет. При этом сказано, что счетчик относится к ремонтируемым изделиям. А поскольку срок службы литиевой батареи не более 12 лет, замену должна производить организация, имеющая право на проведение работ по ремонту счетчиков газа с последующей поверкой.

И вот что интересно: на сайте завода-изготовителя указана рекомендованная розничная цена – 1 800 рублей. Оптовикам, приобретающим партию более 300 приборов, счетчики отпускают по цене 1 380 рублей за штуку. Даже если учесть прежний курс рубля, оптовому покупателю это обходится не дороже 7 тысяч тенге за единицу. А продают новый счетчик в Астане за 12 000 тенге плюс 1 500 – за пломбирование, 5 000 – за установку. Всем выгодно, кроме потребителя.

А с претензией – на завод. Вот

– Вообще не слышал, чтобы в Казахстане где-то счетчики ремонтировали, – говорит руководитель “Центрального газоснабжения г. Астаны” Абдукадыр ЕРТАЕВ. – На рынке есть несколько видов счетчиков, потребитель сам выбирает. Предпочитают электронные, они меньше по габаритам, компактнее. Механические, конечно, надежнее, но больше по размеру. Там никаких нет. Такие счетчики стоят у потребителей с 1997 года – и ничего, проходят поверку каждые 5 лет, работают. А претензии по батарейкам – к заводу-изготовителю.

Насчет выбора потребителя – это сильно сказано. Сотрудники ТОО “Центральное газоснабжение г. Астаны”, если предлагают что-то (далеко не всегда) при замене счетчика, вопрос звучит так: “Какой ставить – большой или маленький?”. Большинство, разумеется, выбирают компактные. О том, что вскоре может возникнуть проблема с батарейкой, а значит, со скорой заменой прибора на новый, никто не предупреждает. Как и о довольно капризном их характере: не любят они соседства с холодильником даже у соседей по стояку, “считают” потребление газа даже при выключенном вентиле. При этом цифры могут выскочить астрономические.

Ответил Абдукадыр Ертаевич и на вопрос – зачем потребителю самому ехать регистрировать счетчик после установки:

– Потому что оригинал в единственном экземпляре выдается только хозяину. Он привозит его нам, мы сканируем, делаем перерасчет. В исключительных случаях, когда просят, мы можем принять документ по факсу. А для удобства потребителей работаем в субботу до обеда.

Ну если уж идти навстречу потребителям, почему по Интернету не принимать документы и не регистрировать счетчики дистанционно у всех, кому дорого время?

А вопрос об организации сервисной службы так и повис. Думать над этим никто не хочет, невыгодно. А ведь варианты есть: почему бы счетчики с севшими батарейками не принимать у потребителей и не наладить отправку для ремонта на тот же завод-изготовитель? Или не организовать поставку литиевых батареек для замены на месте? Ведь слишком накладны для людей одноразовые счетчики.

Ответственность на год

– Попадает на деньги только потребитель, – согласился с проблемой генеральный директор Казахстанского института метрологии Василий МИХАЛЧЕНКО. – Пока никто к нам с этим вопросом – ни газоснабжающие, ни проверяющие службы – не обращались, но мы готовы его изучить. Решать его, конечно, следует вместе с заводами-изготовителями.

Проще всего переложить все неудобства и траты на граждан. Но ведь ТОО “Бейбарс Газ”, чьим структурным подразделением является ТО “Центральное газоснабжение г. Астаны”, бралось решать все газовые проблемы населения. Так почему не решают?

Почему, предлагая потребителям приборы учета, по сути, с запрограммированным дефектом, ТОО берет на себя ответственность гарантийного срока всего лишь на год? На дольше ответственность не распространяется…

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи