Опубликовано: 3900

Алматинцы просят вернуть "сбежавший" от людей ЦОН

Алматинцы просят вернуть "сбежавший" от людей ЦОН Фото - Тахир САСЫКОВ

В редакцию “КАРАВАНА” обратились жители Алмалинского района Алматы, предприниматели, которые просят… вернуть обратно районный центр обслуживания населения (он переехал в торговый комплекс “Мерей” возле бывшего автовокзала “Саяхат”).

– Центр ведь строился для людей! А получилось, старики, мамы с детьми, люди с ограниченными возможностями вынуждены тащиться в другой район города: там скопление машин, пробки, сложно подъехать, особенно в дождь, часы пик, – возмущаются люди.

Ранее более 10 лет ЦОН Алмалинского района располагался в центра Алматы в районе улиц Богенбай батыра – Байзакова. Это был первый центр, открытый в Казахстане экс-министром юстиции Загипой БАЛИЕВОЙ.

В конце февраля этого года ЦОН переехал в один из блоков “Мерея”, якобы после прихода нового руководства. По привычке жители района до сих пор приходят по старому адресу за разными услугами. Вчера мы приехали к прежнему зданию ЦОНа пообщаться с людьми. Стали свидетелями, как мамы, бабушки, студенты приходили за справками.

Увидев пустующее здание АО “Нацио­нальный центр государственной научно-технической экспертизы”, в котором ЦОН арендовал помещение, ушли разочарованные.

Говорят, ехать в Жетысуский район совсем не хочется. Основные аргументы: “далеко”, “тяжело”, “пробки”, “в том районе сложно перейти дорогу”, “загружена парковка”…

Неудобно всем

– В этом районе я живу с 1991 года, мать-одиночка, у меня трое детей, – говорит Бахтыгуль АМАНЖОЛОВА. – В апреле поехала в новый ЦОН, там какая-то загвоздка была – не смогла вытащить бамажку… Ждала-ждала – не дождалась. Потеряла столько времени! Но на следующий день надо было сдать документы в школу, снова пришлось ехать. Я рядом живу, мне было очень удобно.

– Я живу и работаю в этом районе 16 лет, пережила нескольких директоров БТИ, управления земельных отношений, постоянно по работе ходила в ЦОН – рядом и удобно, – рассказывает местная жительница Раиса. – Теперь вот создали проблему для жителей. Почему именно туда переехали? В Алмалинском районе два пустующих здания – БТИ, например, оно большое. В нем всего 5-й и 6-й этажи задействованы…

В районе “Мерея” постоянное скопление народа – такси, автобусы, автомобили, – говорит еще один постоянный клиент ЦОНа Алмас. – Когда едешь по Райымбека в восточном направлении, то, чтобы попасть в новый ЦОН, приходится кружить, потому что разворота там нет. Люди по незнанию поворачивают в районе бывшего автовокзала “Саяхат”, а там их ловит полиция, они попадают на штрафы. Указателей тоже нет.

Машину некуда ставить, все парковки забиты, ведь возле ЦОНа крупные торговые сети, клиенты сюда приезжают на машинах. Бабушки, дедушки, мамы с детьми приходили в старое здание пешком. Представьте, теперь им ехать на общественном транспорте…

В своем письме в редакцию “КАРАВАНА” люди поведали, что от переезда пострадали как жители, так и малый бизнес: “Нам, местным жителям, было очень удобно сюда ходить за разными услугами, справками, в ЦОНе находилось отделение Народного банка, рядом – нотариусы, юристы, услуги ксерокопии, распечатки, авиа- и железнодорожная кассы, страхование, хорошо работал малый бизнес (столовая и др.)… Обычные алматинцы, жители района, терпят неудобства. Без работы остались предприниматели. Ведь если нет граждан, кому оказывать услуги? Непонятно, зачем было переезжать туда, где неудобно людям и выше арендная плата”.

За 10 лет аренда не выросла ни разу

Так, а вот это уже интересно!

Как мы выяснили, по договору аренды Алмалинский ЦОН ранее занимал помещение площадью 900 квадратных метров, и все эти годы оплачивал по 2 900 тенге за квадратный метр. Арендная плата за 10 лет не поднималась ни разу! Руководство находилось на 2-м этаже здания. В праздники бесплатно предоставлялся актовый зал для проведения торжественных мероприятий.

Центр готов был предоставить в аренду ЦОНу еще 600 квадратов своей площади, да только его прежнее руководство говорило, что на это денег нет. Поэтому здесь по договору аренды сидели предприниматели, оказывающие населению разные услуги.

Сотрудники здания пообщались с нами. Рассказали, что к зданию при острой необходимости можно было бы сделать пристройку. Такие разговоры шли. По требованию руководства ЦОНа после согласования с полицией открылись парковочные места для лиц с ограниченными возможностями. Был сделан ремонт туалетных комнат, даже перекрасили все внутри здания в зеленый цвет.

– Мы не понимаем, почему решили ухудшить условия для граждан, – пожимают плечами люди. – Это спальный район, здесь много пожилых людей.

Бывшие арендаторы высказали предположение, что прежнее руководство ЦОНа хотело сдавать свои площади в субаренду, однако дирекция была категорически против. Мол, возможно, на этой почве и пошли разногласия, а пострадали обычные люди.

“Это, может быть, временное решение”

В письме говорится, что теперь ЦОН якобы оплачивает по 3 500 тенге за квад­ратный метр. Мы решили выяснить этот вопрос, а заодно и узнать причину переезда ЦОНа.

– В первую очередь решение было принято потому, что там не было парковки, – комментирует заместитель директора филиала “Правительство для граждан” по городу Алматы Асель МАМАЖАНОВА. – Много поступало жалоб из-за парковки. Есть такое понятие, как digital ЦОНы. И сейчас Алмалинский ЦОН мы сделали таким. Больше делаем акцент на электронные услуги. Долгое время искали на территории Алмалинского района здание. Не могли найти. Одно из свободных помещений, что нашли, – в “Мерее”, туда подходит метро, большая парковка есть.

– Говорят, раньше арендная плата была 2 900 тенге, а сейчас в частном здании она выше…

– Аренда такая же, она покрывает коммунальные услуги. Мы не переплачиваем. А там за коммунальные услуги отдельно платили. Потом в старом здании (речь идет о здании на ул. Богенбай батыра – Байзакова. – Прим. авт.) арендодатели долгое время не делали ремонт, санузлы были в таком состоянии, что люди не могли туда зайти. А здесь новое ухоженное здание и санузлы соответствующие.

Также мы открыли класс обучения. А в старом здании это невозможно было сделать. Один из основных форматов обслуживания – мы должны повышать цифровую грамотность населения.

– Но ведь в прежнем здании было еще 600 квадратных метров, и руководству ЦОНа предлагали: возьмите в аренду… На что отвечали, что на это нет денег.

– Елена, мы приняли решение на уровне высшего руководства. У нас неоднократно были непонятные разговоры, и первое письмо поступило от них – чтобы мы освободили помещение. У нас были долгие переговоры, чтобы они починили санузлы, письма, обращения – никакой реакции не было. Соответственно мы платим тем арендодателям, которые наши условия для людей выполняют.

– Вчера мы 40 минут кружили вокруг “Мерея”, не могли развернуться, подъехать, пробки были. Не совсем удачное место выбрано…

– Мы прорабатываем, ищем здание совместно с акиматом. На этом не остановимся. Это, может быть, временное решение. Не могу сказать, насколько оно затянется. Алмалинский район – густонаселенный, и на его территории будем искать. Водители сдают анализы в ЦОНе в присутствии посторонних

– Мне кажется, при переезде должны были учесть, что в Алмалинском районе живет много пенсионеров, мам с детьми…

– Услуги можно получать онлайн, не выходя из дома. Независимо от прописки обратиться за любой справкой в любой ЦОН. Это давно сделано. Есть определенные узкие услуги, которые можно получить только по месту объекта…

Выслушав такие разные мнения, сложно судить, что же на самом деле послужило причиной переезда. Говорят, он хуже пожара. Судя по откликам горожан, видимо, так и получилось… Мы все-таки надеемся, что руководство городских ЦОНов учтет пережитый опыт и, главное, пожелания населения, ради которого центры обслуживания и открывались.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи